В преддверии Дня защитника Отечества и Международного женского дня предлагаем поговорить о полоролевом воспитании

Играют девочки и мальчики 


Общество в котором мы живем делится на различные социальные группы: по возрастному, экономическому, социальному, политическому принципам, по региональным, национальным, профессиональным аспектам. Но самым понятным, заложенным природой, различием является пол человека. Мы все делимся на мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Было бы не правильным умалять или отрицать значение гендерных различий.

Гендер (англ. Gender) – это система культурных и социальных норм, предписываемых современным обществом для выполнения каждым человеком в соответствии с его биологическим полом.

Гендерный подход в воспитании и образовании в семье и детском саду обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу ребенка модель поведения. 

С первых дней жизни человек включается в гендерную систему бытующего общества. В заботе и уходе родители подчеркивают пол ребенка: выбор цвета коляски, кроватки, пеленок, одежды, обустройство комнаты малыша. С глубокой древности до наших дней большое значение отводится выбору игрушек и других предметов, окружающих ребенка в повседневном быту (ложка, чашка, полотенце и т.д.). Все социокультурные институты (семья, детский сад, школа, система дополнительного образования и культура в целом широко транслируют и формируют в сознании каждого человека гендерные нормы и правила поведения, создавая тем самым устойчивое представление о том, каким должны быть «настоящий мужчина» и «настоящая женщина». Большую роль при этом играют фольклор, литература, музыка, театр, кино, мультипликация, газеты, журналы, телевиденье, реклама, интернет, а так же мода, семейные и общественные праздники.

Дети только учатся законам общества, ищут свое место в социуме, адаптируются к правилам и устоям. Задача родителей и педагогов помочь и направить, облегчить этот нелегкий путь социализации. 

В отличии от адаптации социализация – процесс не просто приспособления, но и активного усвоения социальных норм и ценностей общества, естественного использования их в качестве регуляторов поведения.

Основные механизмы социализации:

  • Идентификация – стремление ребенка походить на близких других значимых людей, перенимать их личностные качества и представления о мире.

  • Интериоризация – присвоение моделей поведения, копирование образцов действий и включение их в картину собственных моделей поведения.

  • Ролевое экспериментирование – направленно на апробацию различных качеств личности через социальные роли в обществе.

  • Социальные ритуалы и образцы – как устойчивые модели поведения в определенных социальных ситуациях представляют собой эффективный механизм построения взаимодействия и межличностных отношений.

Игра, как основной вид деятельности дошкольников, сильнейший механизм социализации. Педагогический потенциал игры в нравственном воспитании дошкольников очень высок. Игра ценна тем, что в ней нет прямого воспитания, но есть условия для развития личности. Игра выступает одновременно в двух временах. С одной стороны она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей личности, с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются жизненные ситуации или закрепляются свойства, качества, способности, необходимые личности на протяжении всего жизненного пути.

Ролевая игра развивается в том случае, если в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения. В сюжетно-ролевых играх на нравственное совершенствование ребенка оказывают влияние примеры тех людей, роли которых они берут на себя, свойственные им взаимоотношения, а так же реальные отношения между играющими детьми.

Исследования психологов и педагогов говорят нам о популярности бытовых ролевых игр: готовка, стирка, укладывание спать, магазин, больница, салон красоты. Так же популярны игры, где ребенок примеряет на себя роли героев фильмов и мультфильмов, полностью или частично повторяя сюжет (Железный человек, Человек-паук, черепашки Ниндзя, Винкс, принцессы Диснея, Щенячий патруль и т.д.). К сожалению, современные дети имеют слабое представление о профессиональной деятельности своих родителей и, как следствие, не играют в игры отражающие профессиональный мир взрослых (шофер, официант, швея, механик, плотник, повар, медсестра и т.д.). Так же в игре дети копируют девиантное поведение взрослых (употребляют спиртные напитки и нецензурную брань, курят).

Во что же играют наши мальчики и девочки? Насколько различны игры по содержанию, форме, динамике, тематике и материальному наполнению. 

Мальчикам нужно много места для начала и развития игры, они ориентированы на расширение и активное освоение пространства. Мальчики любят играть большими группами. В их играх сильно выражено соревновательное начало, борьба за лидерство, что служит источником ссор, конфликтов, выяснения отношений. Игры мальчиков предметны и динамичны, в них преобладает действие. Мальчиков привлекает конструкция игрушки, возможность ее трансформации и многоаспектного использования. В сюжетно-ролевых играх мальчиков мало интересуют межличностные отношения. В своих играх они отражают взгляд общества на социальные роли мужчин в сферах: спорт, строительство, техника, война, ремонт, путешествия, экстренные службы (01, 02 и 03), предпочитая не вести диалоги, а действовать. Для мальчика быть мужчиной значит отличаться от матери, от всего женского (проявление слабости, слёзы и т.д.).

Важно сформировать у мальчика адекватное представление о мужественности как нравственной твердости, которая проявляется в истинно мужских качествах: ответственности, умения преодолевать страх, надежность, умение взять на себя трудности и защитить слабого. Показать личным примером как мужественность проявляется в семье и в различных бытовых ситуациях.

Девочки в своих играх направлены на обживание и обустройства небольшого пространства, они любовно и аккуратно расставляют игрушечную мебель, раскладываю одежду, посуду и другие кукольные принадлежности. В своих играх они отражают взгляд общества на роль женщины в обществе: обустраивают дом, воспитывают детей, ухаживают за больными, ведут хозяйство, приглашают в гости, готовят обед. Для девочек в игре главное не сюжет, а взаимоотношения играющих и обустройство игрового пространства, предпочитают играть малыми группами, охотно подстраиваются под игрового партнера, идут на компромиссы эмоционально проявляют свои чувства. Девочки чувствительнее к шуму, меньше кричат сами и предпочитают спокойную обстановку. В играх девочек мало соревновательности, выигрыш одного не означает проигрыш другого. Лидерство девочки проявляется в хороших отношениях со всеми подругами. Яркая привязанность девочек к мягким игрушкам объясняется тем, что у них выше кожная чувствительность. Поэтому они так отзывчивы на ласку, прикосновение, поглаживание. С момента рождения девочки более зависимы от взрослых: опекающее, заботливое отношение к ним родителей становится источником чувства подчиненности и несамостоятельности. Поэтому они с большим удовольствием подражают в своих играх поведению мам и бабушек.

Важно сформировать у девочки адекватное представление о женственности, которая проявляется в эмоциональности, нежности, заботе о других, хрупкости, искренности, верности, готовности прийти на помощь, миролюбии, желании любой конфликт решить без проявления агрессии, умении находить компромиссы. Показать личным примером как женственность проявляется в семье и в различных бытовых ситуациях.


Воспитатель мл.группы Лапина Э.В. 


В музей всей семьей

Санкт-Петербург удивительно красивый город, его часто называют музеем под открытым небом. Архитектурные шедевры трех столетий, великолепные памятники, тенистые сады и парки, мосты, реки и каналы и, конечно же, музеи Санкт-Петербурга делают наш город таким привлекательным для туристов со всех концов света.

Первым музеем в России стала, основанная императором Петром I, Кунсткамера. Особое место среди музеев г занимает Петропавловская крепость, с которой и началась история самого города, теперь там расположены основные экспозиции музея истории Санкт-Петербурга.

Самые известные и знаменитые на весь мир Эрмитаж и Русский музей вобрали в себя лучшие образцы художественного и прикладного искусства от древнейших времен, античности, эпохи возрождения, Древней Руси, 17, 18, 19 веков до современности.

За два века бытности столицей Российской империи, Санкт-Петербург превратился в один из красивейших городов Европы. Особого внимания заслуживают дворцы с богатыми интерьерами, но так же и музеи-квартиры литераторов, художников, ученых и многих других выдающихся людей, прославивших город на Неве. В последние годы появились музеи новой формы - интерактивные, где экскурсанты вовлекаются в театрализованное представление или научные опыты, либо при самостоятельном знакомстве с экспозицией можно и нужно взаимодействовать с экспонатами (трогать, слушать, разглядывать и т.д.)

На полках книжных магазинов, в детских библиотеках города, на специализированных сайтах о детском досуге в сети Интернет Вы можете найти много полезной и интересной информации о музеях города, узнать об основной экспозиции и временных выставках, мастер-классах и кружках, проводимых на базе того или иного музея.

Более двухсот музеев нашего города рады будут видеть у себя в гостях юных петербуржцев. Как же сделать визит в музей ярким, запоминающимся, легким и ненавязчиво поучительным для дошкольника?

В своей книге, разошедшейся по всему миру многотысячными тиражами, известный французский искусствовед Франсуаза Барб-Галль советует:

  • Не ходите в музей в дождливые дни (поход в музей должен быть сознательным выбором, праздником, а не способом убить время)
  • Начните знакомство с прекрасным с музеев неподалеку от дома, чтобы долгая дорога не свела изначальный интерес ребенка "на нет"
  • Объясните ребенку, как вести себя в музее и сами следуйте этим правилам неукоснительно
  • Поставьте себя на место вашего ребенка, "опуститесь" до его уровня (большая часть экспонатов находится на уровне глаз взрослого человека)
  • Пользуйтесь планами, читайте таблички (и волшебным образом план превратится в карту сокровищ, а ребенок сможет выбрать свой маршрут; узнать знакомые буквы в табличке под экспонатом)
  • Не бойтесь возвращаться вновь и вновь к понравившемуся экспонату (все дети обожают по сто раз слушать любимые сказки, и ваше терпение будет вознаграждено)
  • Не затягивайте пребывание в музее, не старайтесь увидеть все (в тысячу раз полезнее провести пять минут перед одним произведением, чем в течение часа смотреть "по верхам" все подряд)
  • Уходя из музея купите открытки с репродукциями, они помогут, в дальнейшем, сохранить и оживить детские впечатления
  • Не забудьте зайти в кафе (чем младше ребенок, тем важнее устроить ему этот маленький праздник)

На протяжение 12 лет проходит Фестиваль "Детские дни в Петербурге", каждый год в осенние школьные каникулы для маленьких петербуржцев ведущие музеи города разрабатывают специальные маршруты, объединенные общей тематикой. В этом учебном году мы решили посетить ряд музеев в рамках Фестиваля. С удовольствием, всей семьей воспитанники младшей группы "Почемучки" посетили Музей хлеба, Музей воды, Музей стекла и Ленинградский зоопарк.

Каждый год 18 мая отмечается Международный день музеев. В Санкт-Петербурге в этот день многие музеи приглашают посетить свои экспозиции бесплатно. Раз в год проходит "Ночь музеев", во время которой двери музеев открыты до утра.

Желаем Вам окунуться в волшебный и занимательный мир музеев, быть любознательными и открыть для себя много нового и увлекательного!