ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что – то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторогодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Это дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш, ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют – ч, щ, й.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к’г’х’) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

Спастичность артикуляторных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен.

В произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения. Среди дефектов смягчения различают три варианта нарушения:
1) постоянная их замена парными твердыми звуками: дада Вана вместо дядя Ваня, тота вместо тетя и т. д.;
2) излишнее смягчение, например, сябякя идеть дямей вместо собака идет домой;
3) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими фонемами, когда наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения.

Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к небу. Все случаи смешения твердых и мягких фонем, как правило, отражаются в письменной речи.
Поэтому в работе по коррекции дефекта смягчения важное значение имеет тщательная дифференциация твердых и мягких согласных на слух и в произношении.
Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Для развития этих навыков используются упражнения артикуляционной гимнастики «Киска сердится», «Катушка», «Горка».

Упражнение «Киска сердится»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.


Упражнение «Катушка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Упражнение «Горка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее – средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Для понимания детьми положения языка при произнесении твердых и мягких согласных можно использовать тактильный контроль. Рекомендуется положить на язык средний и указательный палец, что позволит ощутить изменение положения языка при переходе твердой фонемы в мягкую. При этом способе необходимо следить за чистотой рук.
Помочь ребенку дифференцировать твердые и мягкие согласные на слух может чтение сказки.

Том и Тим.
Жили – были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твердым, как звук Т, с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начиналось с твердых звуков. Он любил сок, сухари. Он носил пальто и никогда не надевал пиджак. Он не брал мяч, но охотно пускал мыльные пузыри и играл в морской бой. 
А второй брат, которого звали Тим, был мягкий, пухленький, круглый. Он любил все то, что начиналось с мягких звуков, как его имя: тефтели, пироги, пирожные, кисель, леденцы.
Братья очень дружили. Когда Тим рисовал, Том – раскрашивал. Если Том брал в руки дудочку, то Тим - гитару. Они никогда не выбирали одинаковые предметы, поэтому не ссорились. Им не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сладости.
Однажды решили братья отправиться путешествовать. Давайте поможем им собраться.
(Классификация вещей по первому звуку, твердый или мягкий?)
Уточняем, кто возьмет ранец, рюкзак; кому нужны котелок, миска, вилка, ложка, ножик: кто любит молоко, кефир, калач, пирог, колбасу, ветчину; кто обует кроссовки, кеды; кто из братьев наденет на голову шапку, берет; кто пойдет в лес, а кто луг; кто какие грибы будет собирать (сыроежки, лисички, маслята, рыжики, подберезовики, белые)?
Пора устраивать привал. Кто принес ветки, а кто валежник? Братья решили наловить рыбы. Кто будет ловить в пруду, кто в реке? Кому на удочку попадется сом, пескарь, плотва, лещ, линь, карп?