ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ


Первый крик малыша родители слышат еще в родильном зале.


 2-3 месяца  специалисты называют  периодом  гуления (произнесение звуков «а», «ы» , «у», иногда в сочетании с «г»)

Разговаривая с крохой, Вы стимулируете его речевое развитие.


В 5 месяцев кроха  начинает лепетать (произнесение  слогов, цепочек из слогов  «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба»).

Если малыш перестал гулить и не начал лепетать, необходимо показать его отоларингологу.

 

9-11 месяцев: малыш начинает подражать звукам речи взрослых;

 

В 1 - 1,5 года  появляются первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов и не только («папа», «мама», «баба», «дядя»). Их может быть уже 10- 15.

 

В 2-3 года должны появиться  первые предложения ( Мама, дай сок.). Можно отметить появление  в активной речи первых прилагательных: "хороший", "большой".  Не огорчайтесь, если они будут звучать как "хаёси", "басёй".

 

К 3 годам ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки, строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения. Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок: "копать лопатком".

 

Любое отклонение от нормы на любом из этапов требует консультации специалистов. Если вы заметили какое-либо отклонение, не пускайте всё на самотек.

 Ни в коем случае не слушайте советов типа: «У нашего тоже было так, а теперь сам разговорился».

 Говорить-то ребенок будет, только вопрос в том, что это будет за речь.

 Родители, помните: «застарелые» дефекты речи исправляются гораздо труднее!!!

 

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько; ребенок рассказывает о том, что увидел на улице или по телевизору.Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие звуки. Исчезает смягченное произношение согласных.  Не настаивайте, чтобы в этом возрасте правильно произносил звук [ P]. Очень часто желание мамы и папы овладеть сложным звуком  и неумение этого делать, приводят к  возникновению серьезного звукопроизношения.

 

5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности.Ребенок может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на  одной картинке.  В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

 

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Ребенок овладевает всеми формами устной речи.  Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.


В 7 лет начинается школьный период в развитии речи ребенка.

К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.