Развитие речи

Вставляем слово

Пропускаем слово в каком-либо известном ребенку стихотворении. 

Например,  «Наша Таня громко…», ребенок продолжает: «плачет».

 «Уронила в речку…», ребенок: «мячик» и т.д.

 А для чего нам этот предмет?

Спрашиваем у ребенка: «Для чего нам нужна вода?»

Его ответ: «Пить, красить, бегать (она с бутылкой воды бегает)».

Подсказываем: «Умываться, купаться, цветочки поливать».

Спросите малыша, для чего нам нужна ложка, кровать, горшок и другие предметы. Потом попробуйте перейти на какие-то более сложные предметы.

Ошибки

Рассказывайте хорошо знакомую сказку ребенку  специально ошибайтесь.

Например, любимая сказка о том, как Вини-Пух пошел с голубым шариком за медом. Специально называйте шарик красным.

Или называйте зеленое яблоко, которое даете ребенку – синим! Круг называйте квадратом, а белку на картинке в книжке – медведем!

Но так можно играть с понятиями, которые малыш уже твердо усвоил. Показатель – это смех, оттого, что Вы ошиблись. Если ребенок еще не уверенно знает цвета, формы, названия животных и т.п., то специальные ошибки, на мой взгляд, могут запутать малыша.

Подзорная труба

Сворачиваем лист бумаги в трубочку и просим ребенка посмотреть через трубку. 

Спрашиваем, что он видит? Он рассказывает о том, что ему видно.

Можно прикрыть другой глаз рукой. Если сделать две трубки – это уже бинокль.

Можно посмотреть через любые другие дырки и трубочки. Например, через отверстие от компьютерного диска. 

Повторялки

Подряд называйте несколько слов (2-4 слова). Например: «Книга, горшок, кукла, мама». 

Малыш должен повторить их за вами.

Назови предмет

Дети часто называют предметы другими именами и если они не знают или забывают, как называется тот или иной предмет, то они придумывают ему название. Можно развивать это умение творчески мыслить, специально играя с ребенком.

Нужно найти в доме предмет, функцию или назначение которого, ребенок бы видел, а вот названия не знал. А затем предложить малышу придумать название этому предмету. 

Более сложно придумывать названия предметам, которые ребенок вообще не видел и не знает их назначения. 

Логические цепочки

Пример «логической цепочки» с ребенком.

-Для чего нужно Солнце?

- Чтобы светить.

- А зачем нужно чтобы Солнце светило?

- Чтобы было тепло.

- А зачем нам тепло?

- Чтобы раздеваться.

- А зачем нам раздеваться?

- Чтобы погреться на солнышке.

- А для чего нам греться на солнышке?

- Потому что мы холодные…

Описание предмета

Попросите малыша назвать как можно больше признаков у какого-либо предмета. Возьмите гладкие и шершавые предметы, мокрые и сухие, теплые и холодные, объекты разной формы и цвета, может даже колючие. Возьмите металл или дерево, липкие, соленые и другие всевозможные предметы.

Если ребенок затрудняется, то задавайте вопросы: «Этот медвежонок мягкий или твердый?», «Эта губка мокрая или сухая?», «эта тарелка холодная или теплая?» и т.д.  При этом можно потрогать или погладить предмет, нажать на него, чтобы продемонстрировать мягкость  и предложить ребенку потрогать, понюхать, послушать и как-то еще поиграть с предметом. Время от времени говорите о каком-либо предмете или, например, о домашнем животном, называя всевозможные его признаки и побуждая ребенка придумать другие.

Если хорошо получается, то положите в какую-то коробку один или несколько предметов так, чтобы ребенок мог засунуть в коробку руку, но не видел этих предметов. Попросите ребенка описать на ощупь, какой предмет в коробке.

Например, можно вырезать дырку в коробке из-под обуви, а разрез для руки закрыть кусочком ткани. Или взять большую цилиндрическую банку (у нас в такой банке продавались чайные кружки) и сверху натянуть обрезанный папин носок. Руку нужно просовывать сквозь носок и тогда рука попадет в банку.

Он-она-оно-они

Называем существительное, а ребенок должен ответить местоимением.

Машина – она;

Потолок – он;

Ножницы- они;

Небо – оно и т.д. 

Путаница

Попробуйте сказать ребенку перепутанные фразы со смешным значением: «Пол стоит на столе», «Диван лежит на папе», «Потолок висит на лампочках» и т.п. Скорее всего, малыш сразу же заметит несоответствие и скажет вам правильный вариант.