Развитие мелкой моторики
       

Игры с пальчиками

Зайчики, очки, уточки, щепотки

Называйте пальцы, играя с малышом (большой, указательный и т.д.)

Зайчик – указательный и средний палец в виде буквы V, остальные в кулачке (показывает также два годика). 

Очки – указательный касается большого пальца (знак «О’кей», буква «О»). Юля смотрит через такие очки и рассказывает что видит.

Уточки- указательный касается большого, но не как в предыдущем случае, а вытянув их в виде клювика уточки. На указательный нужно попытаться положить средний палец и прижать к ним безымянный и мизинец. Вся кисть, как голова у уточки. 

Попытайтесь показать три пальчика (указательный, средний, безымянный). Большим пальцем держим мизинец и не даем ему открыться. Мы не придумали им название. Просто говорим «Три».  

Пальчики в щепотку. Попросите малыша «посолить».

Пальчики «в замок». Затем поднимаем в таком положении пальцы, получается динозаврик или ёж.

Ниточки на пальцах

Катушки с нитками  одевать на пальчики.

Можно изучать цвета, считать так пальчики, используя стишки. 

Попросите малыша пошевелить такими пальчиками или пройти, как ножками двигая средним и указательным пальцами.

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой; 

Этот пальчик для того, чтоб показывать его;

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине;

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый;

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

Капуста

Мы капусту рубим, рубим      ( Ладошки движутся параллельно друг другу) 

Мы морковку трем, трем        ( Кулачки трут друг друга) 

Мы капусту солим, солим      ( «Солим» щепоткой)            

Мы капусту жмем, жмем        ( Пальчики сжимаем и разжимаем)                 

Апельсин

(Левая рука в кулачке, правая растопырена)

Много нас, а он – один,

(Переводим взгляд с растопыренных пальцев на кулачок.

Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой руке, начиная с мизинчика)

Эта долька – для ежа,                    

Эта долька – для чижа,                  

Эта долька – для котят,

Эта долька -  для утят,

Эта долька  - для бобра,

А для волка – кожура!

( Встряхиваем обе кисти)

Разозлился волк - беда,

Разбегайтесь кто-куда! 

Замок

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?  (Руки в замке)

Потянули,  (Пальцы тянем, не разжимая)

Покрутили,   (Вращаем руки, пальцы не разжимая)

Постучали,   (Стучим основанием ладоней)

И – открыли!   (Руки разжимаются)

Рыбка

Рыбка в озере живет

Рыбка в озере плывет

Хвостиком ударит вдруг        

И услышим мы – плюх, плюх

(Ладошки соединены и делают плавные движения)

 

(Ладошки разъединить и ударить по коленкам)

(Ладошки соединить у основания и  так похлопать)

 Раскладываем пальчики

Обведите кисти ребенка. Попросите малыша разложить пальчики точно в рисунок. 

Нарисуйте кружок. Попросите поставить туда пальчик. Нарисуйте рядом два кружка, пусть ребенок поставит два пальчика на эти кружки. Если хорошо получается, продолжайте дальше (три и более кружков). 

Можно нарисовать дорогу из кружков. Попросите малыша «идти» двумя пальчиками – указательным и средним по этим кружкам, переставляя их попеременно.

Попытайтесь совместить подушечки пальцев своей руки и руки ребенка. Интересно получается через стекло (например, через балконное или через стекло шкафа). Мы совмещали пальчики через сетку бортика кроватки (манежа).

Колодец

Карандаши (лучше, если их сечение будет не круглым, а в виде многоугольника) выкладываем совместно с ребенком в «колодец». 

Кладем два карандаша параллельно друг другу вдоль с расстоянием примерно 7-9 см. Следующую пару укладываем сверху на них так же, но уже поперек. Следующую пару вдоль и т.д. стараясь не разрушить сделанное.

Детям постарше можно предложить выложить «колодец» из спичек.

Выкладывание из камешков

Набираем много камешков из речного песка и выкладываем из них разнообразные фигурки, человечка, солнышко, дорогу и т.д. Выкладывать можно на асфальте или на земле.  Использовать можно цветы, веточки, шишки или просто песок насыпая его в виде дорожки.

Можно играть и дома, выкладывая что-то на полу. В качестве материала для выкладывания можно использовать не только камешки, но и фасоль, горох или крупу.

Можно использовать детали конструктора, детского домино для того, чтобы выкладывать из них, например,  дорогу для игрушечной машинки.

Обводим рамки, трафареты

Можно купить готовые рамки и трафареты, которые сейчас продаются в большом количестве для детей. Можно сделать самим из плотного картона. 

В очень плотном, толстом картоне вырезаем простые по форме фигурки: круг, квадрат, овал, треугольник и др.

Предлагаю детям обводить карандашом, как сами фигурки, так и полученный из картона  трафарет от них изнутри.

Обводить изнутри гораздо легче, чем обводить фигурки.

Цепочка домино

Малыши любят рушить строения из кубиков или песка. Покажите ребенку, как можно красиво разрушить поставленные в цепочку детали домино.

Установите детали домино на короткое ребро друг за другом в длинную цепочку. Затем легонько толкните крайнюю деталь и вся цепочка, опрокидываясь, придет в движение. Попытайтесь научить малыша тихонечко толкать деталь, чтобы разрушить цепочку.

Постройте башни из кубиков и деталей деревянного конструктора специально для того, чтобы ребенок их разрушил. Это доставит малышу большую радость. В качестве строительного материала можно использовать пустые пакеты, например,  из-под детского сока или любые коробочки (от чая, круп, каши, зубной пасты и т.п.).

Солим

Используя манку, сахар, соль или песок  попросите малыша взять щепоточку и посолить.

Можно посолить импровизированный «суп». 

 Можно поставить несколько небольших баночек, коробочек и попросить насыпать соль щепоткой в каждую из них.

 Сделать из влажного песка несколько куличиков и  сухим песком посолить их сверху.

И множество других вариантов вы можете придумать сами.  Главное, научить малыша брать щепоточку и двигать пальчиками, постепенно высыпая «соль» из щепотки.

Возьмите липкую бумагу (продается для офиса или липкие обои) и попросите малыша посолить на неё разной крупой, солью, сахаром и песком. Затем придавите немного. То, что не приклеилось, отряхните. Получилась замечательная картина! Для детишек постарше можно составить такие картины с реальными очертаниями (домик, дерево и т.п.).

Сюрприз!

Какой-нибудь предмет завернуть в несколько слоев бумаги. Задача малыша развернуть одну за другой обертку и добраться до предмета. 

Это будет самый настоящий сюрприз, если Вы:

Завернёте так новую, долгожданную игрушку.

 Будете использовать оберточную бумагу для подарков

Можно немного усложнить, обвязав каждый слой ленточкой.