Упражнения на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим

«Фотография» (для детей с 4 лет)

Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и близких, расспрашивайте, какое настроение было у них при этом, что они чувствовали: удивление, испуг, радость, грусть и т. д. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография. Упражнение позволяет ребенку развивать понимание чувств и эмоций, укрепляет семейные связи и привязанности.

«Тренируем эмоции» (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: нахмуриться, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. 

Улыбнуться, как: кот на солнце; само солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как радостный ребенок; как будто ты увидел чудо. 

Позлись, как: ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту; как человек, которого ударили. 

Испугайся, как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака; 

Устань, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху. 

Отдохни, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы. 

«Глаза в глаза» (для детей с 5 лет)

Разбейтесь на пары, возмитесь за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить!» Потом вместе обсудите, в какой раз какая эмоция передавалась и воспринималась.

«Как ты себя сегодня чувствуешь?» (для детей с 5 лет)

Ребенку предлагаются карточки с изображением различных оттенков настроений. Он должен выбрать ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы, друга, кошки и т.д.

«Классификация чувств» (для детей с 5 лет)

Ребенок рассматривает те же карточки и раскладывает их по следующим признакам: какие нравятся; какие не нравятся. 

Затем необходимо назвать эмоции, изображенные на карточках, поговорить, почему он так их разложил.

«Встреча эмоций» (для детей с 5 лет)

Использовать разложенные на 2 группы карточки и попросить ребенка представить, как встречаются Разные эмоции: та, которая нравится, и та, которая Неприятна. Ведущий (родитель) изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем они берут карточку из противоположной кучки и так меняются. Интересно пронаблюдать изменение выражений лица при «встрече эмоций» – это может быть удивление, смех, отвращение и т.д. – и обсудить, как можно «помирить» эмоции.

"От топота копыт..." (для детей с 5 лет)

Произносить  скороговорку «От топота копыт пыль по полю летит» (или любую другую), выражая при этом любую эмоцию, которую вы назвали(например, произнеси скороговорку грустно, весело, злобно и т.д.).

Час «тишины» и час «можно» (для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др.

Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). Ребенок получает возможность сбросить накопившуюся энергию, а взрослый — способ управлять его поведением.

«Возьми себя в руки» (для детей с 4 лет)

Взрослый спрашивает ребенка, что с ним происходит, когда он начинает беспокоиться, сердиться, волноваться. 

После беседы можно предложить ребенку: «Как только ты почувствуешь, что начал волно­ваться (злиться, бояться и др.), обхвати ладонями свои локти и сильно прижми руки к груди. Это поза очень выдержанного человека».

Ребенку понравится, если предложить ему сделать этот способ «секретным», о котором будет знать только он.