Пальчиковые упражнения для младших дошкольников

Тренировать пальцы рук ребенка можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод — массаж (поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью). Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка отдельно, сгибать и разгибать его. Упражнение обеих рук следует проводить 2-3 минуты ежедневно. С 10-месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие.

Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из поколения в поколение народные потешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-с-пальчик», «Ладушки-ладушки» и т.д.

Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной, во время которых ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев. Существует и такой способ развития пальцев руки, как отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию. Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бусинок на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

Для формирования пространственных представлений работу с пуговицами можно выполнять за спиной.

Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выпол­нять 3-5 раз в медленном темпе сначала одной рукой, затем — дру­гой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать; большие паль­чики поднять вверх.

«Очки»

Бабушка очки надела

- И внучонка разглядела.

Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными обра­зуют колечки, которые ребенок подносит к глазам.

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье

Вот вам стул на удивленье.

К нижней части тыльной сто­роны левой ладошки приставить кулачок с подвернутым большим пальцем.

По счету менять положение рук.

«Стол»

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Левую руку сложить в кулачок. Сверху на кулачок опустить ла­дошку правой руки. Локоть правой руки — параллельно полу. По счету менять положение рук.

"Грабли"

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладошки повернуть к себе; пальчики переплести между собой, выпрямить и тоже направить на себя.

«Цепочка»

Пальчики перебираем

— И цепочку получаем.

Большой и указательный пальчики левой руки сложить в колечко. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный; большой — средний и т.д.

В упражнении участвуют все паль­чики.

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки в вертикальном положении приставить друг к другу, мизинцы прижаты («лодочка»); большие паль­цы загнуты внутрь.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик —

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел —

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «ще­потке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них — при этом пальчики принимают форму шара.

Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

"Собака"

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правую ладошку поставить на ребро, тыльной стороной к себе. Большой паль­чик поднять вверх. Указательный, сред­ний и безымянный — вместе. Попеременно опускать и поднимать мизинец.

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальчики упира­ются в большой. Указательный и мизи­нец — поднять вверх.

«Мышка»

Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит. Средний и безымянный пальчики упира­ются в большой. Указательный и мизи­нец, согнутые в дуги, прижать к среднему и безымянному.

«Зайка»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет

— Веселит своих зайчат.

Пальчики согнуты в кулачок. Указатель­ный и средний — выставить вверх; шеве­лить ими — в стороны и вперед.

«Зайка и барабан»

Зайка взял свой барабан

И ударил: трам-трам-трам.

Пальчики согнуты в кулачок. Указатель­ный и средний поднять вверх и прижать друг к другу. Безымянным и мизинцем по­очередно стучать по большому пальчику.

"Коза"

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Ладошка внутренней стороной — вниз. Указательный пальчик и мизин­чик выставить вперед и двигать в разные стороны; средний и безымян­ный прижать к ладошке и обхва­тить большим.

«Осы»

Осы любят сладкое, К сладкому летят. И укусят осы, Если захотят.

Средний пальчик выставлен и зажат между указательным и безымянный. Вращать им в разные стороны.

«Краб»

Краб ползет по дну,

Выставив клешню.

Ладошки повернуты тыльной сторо­ной вниз, пальчики перекрещены и тоже опущены вниз. Большие — повер­нуты к себе.

Передвигать, опираясь на пальчики, ладошки в одну сторону, затем в другую.

«Крокодил»

Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста.

Ладошка выставлена вперед, горизон­тально полу. Большой палец — под ней. Указательный и мизинец согнуть и прижать соответственно к сред­нему и безымянному пальцам.

«Моя семья»

Вот дедушка,

Вот бабушка,

Вот папочка,

Вот мамочка,

Вот деточка моя,

А вот и вся семья.

Поочередно загибать пальчики, начиная с большого, а со слов: «А вот и вся семья» второй рукой обхватывать весь кулачок.

«Наш малыш»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начи­ная с большого.

 «Шалун»

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей накормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальчиком круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальчики с приговари-ванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки паль­чиками другой руки брать мизинчик и слегка покачивать его.

«Пальчики»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

— В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальчики, начиная с мизинца; затем сги­бать их в том же порядке.

 "Пальчики здороваются"

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

— В домик спрятались опять.

Поочередно сгибать все пальчики, начиная с мизинца; затем раз­гибать их в том же порядке.

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю

— Всех я вас приветствую!

Пальчиками правой руки по очереди «здороваться» с пальчиками левой, похлопывая друг друга кончиками.

«Комарик»

Не кусай, комарик злой!

Я бегу уже домой.

Сжать кулачок. Указательный паль­чик выдвинуть вперед: это «хобо­ток», которым «комарик» пыта­ется «укусить» ребенка. Мизинец и большой, расслабив, опу­стить вниз (это ~ «лапки кома­рика»).

«Зайчик — кольцо»

Прыгнул заинька с крылечка

И в траве нашел колечко.

А колечко не простое:

Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую:

а) пальчики — в кулачок, выдвинуть указательный и средний и развести их в стороны;

б) большой и указательный — соеди­нить в колечко, остальные пальчики развести в стороны.

«Бабочка»

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладошки тыльной сторо­ной друг к другу. Пальчики выпря­мить «бабочка сидит». Ладошки прямые и напряжены; пальчики не сгибать.

Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

«Братцы»

Пошли два братца

Вместе прогуляться,

А за ними — еще два братца.

Ну а старший — не гулял,

Очень громко их позвал.

Он за стол их посадил,

Вкусной кашей накормил.

Ладошку положить на стол, прямые пальчики соединить. Раздви­нуть в стороны две пары пальцев: сначала мизинец и безымян­ный, затем — средний и указательный. Большим пальчиком «звать» братьев и «кормить» их кашей.