В ЧЕМ СИЛА ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК?

Одно из объяснений данного феномена заключается в том, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, со­знательном и подсознательном. Сознание ребенка принимает буквальное содержание сказки как вымышленное: ребенок со­чувствует сказочному герою, отождествляет себя с ним и даже, когда узнает свою проблему, он все равно думает, это не про меня, это понарошку. Подсознание же «верит» услышанному и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурировании ценностей, взглядов и позиций.

КАК НАПИСАТЬ ТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ СКАЗКУ    

Для того чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь или воспитательное воздействие, необходимо придер­живаться определенных правил ее создания

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ре­бенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

Она должна соприкасаться с проблемой ребенка, как бы по касательной.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем ребенок смог бы «увидеть» возможности нового выбора. Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, родители (или психолог) предлагают ему свои варианты решения сходных проблем.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

 

1

Жили-были

Статус-кво, начало сказки, встреча с ее героями (узнаваемыми и понятными ребенку персонажами). Психологи рекомендуют для детей 3-4 лет делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных; начиная с 5 лет - фей, волшебников, принцесс, принцев, солдатов и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки

2

И вдруг однажды...

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом (дискомфортом, вызовом), совпадающим по характеру с проблемой ребенка

3

Из-за этого...

Сказка меняет направление, чтобы показать, в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки

4

Кульмина­ция

Герои сказки справляются с трудностями

5

Развязка

Результат действий героев сказки:

«-» - герой, совершивший плохой поступок, наказан;

«+» - герой, который проходит через все испытания,

проявляет свои лучшие качества, вознагражден.

Развязка терапевтической сказки должна быть

позитивной

6

Мораль сей сказки такова...

Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется

 

Источником, откуда можно черпать материал для терапевти­ческих сказок, могут быть знакомые Сказочные Мотивы, притчи, воображение ребенка, случаи из жизни родителей или практики психолога и специально придуманные темы.

Успех терапевтического воздействия сказок и историй во многом зависит от эффективной организации процесса рассказывания. К основным правилам их изложения можно отнести:

1. Создание для ребенка «зоны безопасности». В сюжете сказки могут сочетаться реальные и вымышленные события, персонажами могут быть лица, взятые из жизни, и герои любимых книг, мультфильмов, а также придуманные вами несуществующие животные, говорящие предметы и другие фантастические объекты. Такое соседство помогает ребенку сохранять ощущение, что это понарошку. Находясь в «зоне безопасности», ребенок не чувствует себя виноватым, не испытывает страха или смущения. Он просто слушает сказку, узнает что-то новое, что-то сопоставляет, сравнивает без всяких неприятных психологических последствий. А это означает, что ребенок может поразмышлять над услышанным в психологически комфортной обстановке.

2. Сказку (историю) следует рассказывать непреднамеренно, будто бы случайно. В ходе психологической консультации в виде отступления от беседы (перед началом консультации или после ее окончания, а также во время случайного перерыва), когда защиты ребенка естественным образом ослабевают, вы и пускаетесь в болтовню. В эти моменты ребенок в полном смысле открыт — и сознательно, и бессознательно — для того, что вы хотите ему сказать.

3. Для сказки должно быть какое-то разумное основание. Можно начинать сказку словами: «У одной моей знакомой девочки на подоконнике стоял точно такой же цветок...», «У меня есть знакомый сказочник, который придумал продолжение сказки (например, «Кот в сапогах»)...» или «Сегодня утром я видела по телевизору передачу...». Затем рассказывается история или содержание передачи, которую вы якобы смотрели утром. Если сказка рассказана доверительно, непринужденно и для нее имелись разумные основания, ребенок будет слушать внимательно, то есть как раз так, как нам хотелось бы.

4. Не перегружайте ребенка терапевтическими сказками и историями, чтобы он не утратил к ним чувствительность.