Особенности  психосексуального развития дошкольника

Первый сексуальный опыт ребенок получает при подмывании, когда взрослые прикасаются к его гениталиям. У ребенка до года вся поверхность тела является эрогенной зоной, что позволяет малышу получать удовольствие от игры с собственным телом, в том числе и с половыми органами. Возникает проблема: с одной стороны, не надо запрещать ребенку трогать свое тело, а с другой стороны, есть опасность, что игра с половыми органами перерастет в привычку. Решить эти проблемы можно, создав условия, не предоставляющие ребенку возможности длительно и постоянно играть со своими половыми органами. Обязательно соблюдать гигиену тела, чтобы препятствовать возникновению зуда в половых органах.

На втором году жизни стремление ребенка ласкать мать — это проявление сексуальности. В этом возрасте необходимо, чтобы любознательность ребенка при ознакомлении со своими половыми органами была удовлетворена без чувства стеснения. К полутора годам у ребенка формируется осознание своей половой принадлежности, составляя наиболее устойчивый стержневой элемент самосознания (И. С. Кон, 1988). С появлением категории «Я» в сознании и речи ребенке! можно говорить о начале формирования половой идентичности. К двум годам ребенок знает, что он мальчик или девочка, но еще не может объяснить, почему он так считает.

На третьем году жизни ребенка появляются социосексуальные игры в «доктора», в «семью». В играх типа «куча мала» возникающие физические контакты доставляют ребенку наслаждение. В этом возрасте дети обнаруживают анатомическое различие между мальчиками и девочками. В. Е. Каган (1990) определяет период до 2,5 — 3 лет как этап номинативного пола и считает, что факт номинации пола опережает формирование «Я», то есть самосознания.

Четвертый год жизни ребенка для родителей — настоящее испытание их грамотности в вопросах сохранения психосексуального здоровья дошкольника. Как реагировать на то, что ребенок:

  трогает свои половые органы;

  проявляет интерес к обнажению других людей;

  трогает свой пупок;

  требует, чтобы на него не смотрели, когда он раздет;

  произносит неприличные слова;

• спрашивает, как он попал к маме в живот;

• спрашивает, как он выбрался из маминого живота?

Все перечисленные проявления характерны для нормального психосексуального развития дошкольника. По данным В. Е. Кагана (1990), на четвертом году жизни девочки в 2,5 раза чаще, чем мальчики, допускают возможность изменения своего пола, ив два раза чаще этого хотят. Но в эмоциональном восприятии пола девочки отдают предпочтение понятию «девочка» по сравнению с понятием «мальчик». Ребенок в этом возрасте различает людей по полу, но опирается при этом на внешние признаки (одежду, длину волос и пр.), еще не различает особенности поведения мужчин и женщин.С пяти лет у детей наступает возраст романтического обожания и влюбленности. У девочек в поведении появляется кокетство. На пятом году жизни подавляющее большинство и девочек, и мальчиков осознают неизменность своей половой принадлежности.

До самого отрочества железы внутренней секреции почти или совсем не стимулируют половой инстинкт ребенка. 

Как сохранить психосексуальное здоровье ребенка

1. Не ставьте перед собой цель родить ребенка определенного пола и не предпринимайте для этого какие-либо действия (пол ребенка должен быть желанным для всех членов

семьи, в первую очередь, для обоих родителей). С осторожностью относитесь к приему гормональных препаратов во время беременности.

2. Поддерживайте спокойную, доброжелательную обстановку в семье. Помните, что отцу необходимо быть для ребенка образцом мужественности, а матери — образцом женственности.

3. Повышайте свою грамотность в вопросах полового воспитания, поскольку низкая осведомленность взрослых мешает сохранению психосексуального здоровья ребенка.

4. Воспитывайте ребенка в соответствии с его полом. Способствуйте формированию у него правильного полового самосознания и полоролевого поведения. Не побуждайте детей играть в социосексуальные игры (например, игра в доктора, где в процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми). Необходимо, чтобы ребенок не пренебрегал другими развлечениями и играми.

5. Не провоцируйте интерес ребенка к сексуальным проблемам. Не оголяйтесь перед детьми, достигшими 2 — 4 лет (отцу не рекомендуется появляться обнаженным перед девочкой, достигшей возраста двух лет, а матери — перед сыном четырех лет), поскольку примерно в 3,5 года ребенок уже осознает различие полов. В этом возрасте полезны совместные купания с братьями, сестрами, рассматривание детских книжек, в которых доступно нарисовано, чем отличаются мальчики от девочек. Рождение в семье ребенка другого пола дает возможность первенцу задать родителям вопросы об отличии девочек от мальчиков. Изучение строения тел взрослых в дошкольном возрасте является чрезмерной нагрузкой для психики ребенка. Родителям, которые принимают образ жизни нудистов, необходимо знать о возможных искажениях в психосексуальном развитии их детей. У мальчиков, выросших в семьях нудистов, часто диагностируется вуайеризм (стремление подглядывать), порнофилия (предпочтение порножурналов и порнофильмов отношениям с реальным партнером) и геронтофилия (сексуальное возбуждение при общении с пожилыми людьми).

6. При появлении у ребенка вопросов на сексуальную тему (обычно дети начинают задавать вопросы об отношениях мужчины и женщины около 4 — 6 лет) давайте правдивые ответы, соответствующие уровню развития ребенка. Ответ не должен выходить за рамки заданного вопроса. Чрезвычайно важно то, как вы об этом говорите. Разговаривая с ребенком на щекотливую тему, не стыдитесь и не лицемерьте. Не обманывайте ребенка и отвечайте точно, кратко и правдиво.

7. Обучите ребенка общению со сверстниками противоположного пола. Заботьтесь о своевременной профилактике и коррекции нарушений в общении со сверстниками.