Уважаемые родители детей группы «Радуга»!


Наши дети уже на пороге школы. Мы с Вами приложили  много усилий, чтобы их речь стала грамотной и образной. С некоторыми из ребят мы автоматизируем в речи «трудные» сонорные звуки Р и Л. Надеюсь, что в течение лета Вы сможете контролировать верное произношение отрабатываемых звуков.

Предлагаю Вашему вниманию материал, который, возможно, пополнит Ваши представления о речевой готовности ребенка к школе. 


С уважением, учитель-логопед Соколова Елена Александровна



Что такое речевая готовность ребёнка к школе?


Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. (На основании этих критериев строилась работа в течение года на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятия в группе «Радуга»). Перечислим их:


1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.


2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.


3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.


4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.


5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.


Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы, ошибкам дисграфического характера.


Что такое "дисграфия"? 


По данным исследователей и логопедов-практиков в школе резко возрос процент количества учеников, страдающихдисграфией. Что такое дисграфия? Можем ли мы сейчас что-то сделать, чтобы не столкнуться с ней в школе?

Дисграфия – это стойкие повторяющиеся нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил родного языка.

Поясню: стойкие нарушения подразумевают логопедическую коррекцию, сами с течением времени они, к сожалению, не проходят. Как показывает практика, коррекция длится весь период начальной школы и далеко не всегда заканчивается полной победой над дисграфией.

Хочу заметить, что существуют такие факторы возникновения дисграфии, на которые только логопедическими методами мы сейчас повлиять не можем. Это наследственная предрасположенность к дисграфии  (когда у мамы или у папы в школе были подобные проблемы) и некоторое отставание в развитии психо-физиологических процессов (памяти, внимания, мышления), уходящее корнями еще в неблагоприятный  внутриутробный период развития  ребенка.

 Эти случаи, конечно же, не безнадежны, но требуют участия расширенного круга специалистов (прежде всего медиков) и большего времени для логопедической коррекции.

Самой сложной окажется ситуация, когда эти оба неблагоприятных фактора будут иметь место в истории развития ребенка. Не трудно догадаться, возникнет ли дисграфия, если еще на всю эту историю наложится несоотнесенная с возможностями ребенка усложненная школьная программа и принципиально строгая учитель, не вникающая в индивидуальные особенности развития ребенка (это к вопросу выбора школы и учителя для детей имеющих речевые нарушения).

Диагноз «дисграфия» ставится школьным логопедом только в середине 2 класса. До этого практически все дети пишут слова так, как их слышат (учица, карова, дуп) и это норма для начала школьного обучения, т.к. знакомства с правилами орфографии еще не произошло. Многие дети нашей группы уже сейчас на этом этапе овладения письмом.

Давайте разберемся, какими сформированными предпосылками должен обладать ребенок перед школой, чтобы не столкнуться с дисграфией. Для наглядности данные приведу в таблице, опустив специфические названия видов дисграфии.

 

Несформированная функция

 

Примеры дисграфических ошибок

 

1.Звукопроизношение

Те же ошибки на письме, что и в устной речи (санки – шанки, рак – лак)

2. Фонематическое восприятие (различение акустически близких звуков на слух)

девочка – тевочка

шапка – сапка

любит - лубит

3.  Языковой анализ и синтез (включает в себя звуковой, слоговой и анализ и синтез на уровне предложения)

·     Пропуски гласных:точка – тчка, пошли – пошл.

·     Пропуски согласных при их стечении: дожди – дожи, деньки –деки.

·     Перестановки букв:  капельки –пакельки, булка - кулка .

·     Пропуски, перестановки, добавления слогов: велосипед –весипед, табуретка – бутаретка,

 

 

 

 

Существуют различные виды дисграфий, обусловленные несформированностью определенных предпосылок.  На практике чаще встречается смешанный вид дисграфии.

Если у ребёнка к началу школьного обучения не сформированы зрительно- пространственные представления, зрительный анализ и синтез, то он будет путать расположение элементов буквы на письме(З↔В; Ш↔Щ; Т↔Г, Н↔И), «зеркалить» буквы С, Р, Я, Э, Е..

Если у ребёнка не сформирован фонематический слух, то он не сможет различать акустически близкие звуки и будет допускать ошибки на письме. Поэтому на логопедических занятиях учимся слушать звуки, выделять звуки  из других звуков,   слогов, слов . К мерам профилактики дисграфии относится развитие у ребёнка всех психических функций: развитие слухового восприятия, развитие  пространственных представлений, развитие фонематического анализа и синтеза, забота об исчезновении возрастного косноязычия, а так же обогащение и актуализация словаря, правильного формирования грамматического строя речи.

Именно этими направлениями мы будем заниматься на подгрупповых занятиях в течение учебного года.

 

С надеждой на плодотворное сотрудничество,

Ваш учитель-логопед, Соколова Елена Александровна.