Организация развивающей предметно-пространственной среды

 в ГБДОУ д/с №96

 в условиях введения ФГОС дошкольного образования


С целью реализации требований ФГОС к развивающей предметно-пространственной среды, в ГБДОУ д/с №96 разработан план мероприятий по его введению, в котором запланирована работа коллектива по преобразованию среды и приведения ее в соответствие с требованиями стандарта.

Для реализации мероприятий данного плана создана рабочая группа по введению ФГОС.

На первом этапе нашей работы по преобразованию РППС были изучены и выделены следующие требования ФГОС, которыми в своей деятельности должны руководствоваться педагоги ДОУ. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:


  1. содержательно-насыщенной;

  2. трансформируемой;

  3. полифункциональной;

  4. вариативной;

  5. доступной;

  6. безопасной.

     

    1. Насыщенность РППС становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, является основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В ДОУ она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской, двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

    2. Предметная развивающая среда детского сада открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса и в этом смысле является полифункциональной. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в группах детского сада с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции дошкольников.

    3. Принцип трансформируемости среды, который связан с полифункциональностью  – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Развивающая предметно-пространственная среда каждой группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».

    Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы.

    Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

    4. Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр.), наличие материалов, оборудования, инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.

    При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, т.к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

    В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе. Предметы, игрушки, пособия должны отражать уровень современного мира, нести информацию и стимулировать поиск.

    5. Доступность. Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Для этого в ДОУ обеспечена детям доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской деятельности.

    6. Безопасность. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья, т.е. соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности. Форма и дизайн также ориентированы на безопасность. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества, отвечают гигиеническим требованиям.

    Таким образом, на основании вышеперечисленных требований, рабочей группой проведена экспертиза РППС. Были составлены таблицы анализа состояния РППС по каждой группе и видам деятельности. В ходе  проведения экспертизы использовались следующие методы:

  • Сравнение (в процессе экспертизы устанавливалось соответствие с требованиями стандарта).

  • Системный подход (детализация изучаемого материала).

  • Обобщение (выделение главных факторов, от которых зависят результаты работы).

    Проведен анализ результатов экспертного оценивания среды в следующем алгоритме:

  • сравнение результатов с поставленными целями;

  • выявление отклонения от нормативов;

  • определение причин выявленных отклонений;

  • принятие управленческого решения.

    Т.О. результаты экспертизы РППС на соответствие требованиям ФГОС показали, что в нашем детском саду созданы все необходимые условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.  Предметно-развивающая среда ГБДОУ д/с№96 служит интересам и потребностям ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает зону ближайшего развития ребенка, побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.