Память, логика, последовательности

Вместо сказки

Игра позволяет в непринужденной форме выучить многие последовательности.

- Счет от 1 до 100 (один, два, три…)

- Время (один час; полвторого; два часа; полтретьего; три часа…)

- Алфавит (АБВГДЕЁ...)

- Месяцы (январь, февраль, март…)

- Дни недели (понедельник, вторник…).

Можно то же самое рассказать, например, по-английски. 

Можно еще напевать нотки («до»-«ре»-«ми»…), а также перечислять времена года и цифры в обратном порядке (10,9,8,7..).

Один среди многих

Сейчас продается много разнообразных карточек (часто магнитных) с изображениями животных, предметов обстановки, фруктов, машин и т.п.

Раскладываем карточки на полу. Просим ребенка  «найди медведя и приклей его на холодильник».

Еще один вариант. Переворачиваем карточки обратной стороной. Просим перевернуть любую картинку. (Можно доставать одну карточку из коробки, где они лежат). Когда ребенок достал, то  спрашивайте название этого животного, а ребенок  должен ответить. Если животное незнакомое, то  сами называете его.

Можно, таким образом, играть и с другими карточками (предметы быта, мебель, фрукты, овощи, машины и т.д.). 

Что я дорисовала?

Рисуем несложный рисунок. Например,  домик и показываем ребенку. Просим ребенка закрыть глаза или отвернуться. Быстро дорисовываем что-то на рисунке (например, дым из трубы). Когда ребенок открывает глаза, то спрашиваем: «Что я дорисовала?».

Игру можно все время усложнять, добавляя к рисунку что-то еще (забор, дерево, уточку, девочку). 

Что отсутствует?

Берем четыре одинаковых зайца (кубика, колечка и т.п.) разных цветов. ребенок отворачивается. Закрываете одного зайца платочком и просите ребенка повернуться. Ребенок  должен вспомнить, какого зайца теперь нет. 

Игра довольно сложная и можно начать с трех или с двух предметов. 

Можно попробовать разные предметы. Например, берем мячик, кубик, колечко. Закрываем один из предметов и спрашиваем, какого предмета теперь нет.

Найди предмет похожий на этот

В полотняный мешочек (можно небольшую наволочку) кладем много разных предметов: мячик, кубик, колечко, машинку, карандаш и другие. Затем берем какой-то предмет, например кубик, и просим найти в мешочке такой же. Запускаем ручки в мешочек и, не подглядывая, ищем. 

Можно играть дальше. Кладем колечко и просим найти такое же. И так, пока не кончатся все предметы в мешочке.

Отличия в рисунках

Рисуем два простых одинаковых рисунка. Например, два одинаковых домика. На одной из картинок добавляю «лишнюю» деталь, которой нет на другом рисунке. Например, дым из трубы или шторки на окошке. Показываем рисунки ребенку и просим найти, в чем отличие.

 Если ребенок не может заметить отличия, то начинаем перечислять, помогая ему: «На этом рисунке есть окно и на другом есть окно. На этом рисунке есть крыша и на другом есть крыша. На этом рисунке есть труба, а на другом? На этом рисунке есть дым, а на другом?» 

Деталь от основного рисунка

Рисуем основной рисунок. Например, домик с окошком, дым из трубы и солнышко. На соседнем рисунке рисуем лишь только какую-то деталь от основного рисунка. Например, дым от трубы. Задача малыша понять, что это такое и найти на основном рисунке эту деталь (показать или сказать). Затем дорисовываем следующую деталь, например, окно и продолжаем играть.

Если все хорошо получается и ребенок легко справляется с заданием можно рисовать лишь только часть солнышка или часть крыши.

Можно выбрать в качестве «основной» картинку в журнале, а на чистом листе рисовать детали от этой картинки самостоятельно и просить малыша отыскать нарисованную Вами деталь на рисунке в журнале.

Нарисуйте деталь, которой точно нет на основном рисунке (например, машинку). 

Странные человечки

Нарисуйте человечка (или просто личико), специально забыв какую-то часть тела. Наиболее заметно – это нарисовать только один глаз.

Попросите ребенка просто посмотреть на картинку. Вполне возможно, что он сразу заметит отсутствие какой-то части тела и радостно об этом вам сообщит! Мне показалось, что труднее всего заметить отсутствие уха J

Если малыш не заметил что с рисунком что-то не так, то помогите ему вопросами: «Глазки у человечка есть?», «А ушки?»

Видоизменить игру можно, наоборот, пририсовывая лишнюю часть тела (три глаза, допустим). Тоже очень весело.

Если ребенок уже рисует, попросите нарисовать недостающее.

Что лишнее?

Берем несколько однотипных карточек. Например, с фруктами (яблоко, груша, апельсин, банан) и одну карточку с нарисованными ножницами. Перемешиваем и просим найти лишний предмет. «Что тут лишнее?». Если ребенок не понимает, что требуется, то помогаем ему словами: «яблоко – фрукт, мы его кушаем, оно съедобное; груша – фрукт, мы её кушаем, она съедобная и т.д.». Когда доходим до ножниц, то вопросительно останавливаюсь, и ребенок  добавляет, что ножницы несъедобные и их не кушают.

Немного проще играть с игрушками и цветами:

Берем 5-7 кубиков и одно колечко. Что тут лишнее?

Берем 5-7 красных предметов и один синий. Что тут лишнее?

Обобщение

Расскажите ребенку, что: 

- кукла, мячик, машинка, пирамидка и т.д. – это игрушки;

- синичка, ворона, дятел, воробей и т.д. – это птицы;

- молоко, хлеб, сыр, яйца и т.д. – это продукты;

Через некоторое время попросите малыша обобщить то, что Вы перечисляете.

Чем старше ребенок, тем сложнее можно выбирать группы для обобщения. 

Животные, растения, грибы, мебель, цвета, имена, профессии, инструменты, транспорт, посуда, небесные тела и еще многое-многое другое подходит для этой игры. 

Можно использовать карточки или картинки в книжках. 

Выкладывайте карточки или показывайте картинки и просите ребенка обобщить. 

Незначительная деталь

Расскажите ребенку какую-нибудь новую сказку. А после рассказа спросите ребенка о какой-то детали. Например, «Как была одета девочка?», «Что держал в руке гномик?» и т.п. Не выбирайте длинных сказок.

Если малыш не смог ответить на вопрос, то расскажите сказку еще раз и тогда он обязательно обратит внимание на эту деталь. В следующий раз возьмите более существенную деталь. Играя так, время от времени, постепенно усложняйте, тренируя память и внимание ребенка.