Логопедические распевки.
           Дети с нарушениями речи - это одна из самых распространённых категорий детей, посещающих ДОУ. Речевые нарушения очень разнообразны, что зависит от причин их вызывающих. В настоящее время значительно увеличилось количество детей с дизартрией. Это речевое нарушение связано с поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Дизартрия проявляется в разных формах и степенях. Наиболее распространённой является «стёртая степень» дизартрии. Ребёнок со «стёртой» дизартрией имеет нарушения звуковой и интонационно- выразительной сторон речи. Голос и дыхание во время речи у таких детей ослаблены. Нарушены модуляции голоса по высоте и силе. Ребёнок затрудняется в произнесении слов усложнённой слоговой структуры. Разборчивость речи ухудшается в зависимости от объёма речевого материала. Поэтому детям трудно выступать на детских праздниках и читать стихи. Самым заметным дефектом является нарушенное звукопроизношение. Даже поставленные звуки не используются в речи и не закрепляются при их автоматизации. Для успешной коррекционной работы по устранению речевых нарушений у детей со «стёртой» дизартрией необходимо преподнесение изучаемого материала в лёгкой, доступной, непринуждённой игровой форме. Именно к такой форме коррекционного воздействия, я считаю можно отнести занятия с использованием логопедических музыкально-игровых упражнений, распевок, песенок, рифмовок. Обращение к музыке в практике помощи детям с речевыми нарушениями не случайно. Доказано, что музыка является сильнейшим средством эмоционального воздействия на человека. Музыка привлекает ребёнка и стимулирует его его активность. С помощью музыки естественным образом формируется чувство ритма, эмоциональная отзывчивость, слуховое внимание, общая моторика. Одним из таких средств являются логопедические музыкально- игровые упражнения, песенки, распевки, которые можно использовать в работе с дошкольниками по закреплению правильного произношения звуков на этапе автоматизации, развитию просодической стороны речи, координации речи с движением и музыкой.

        Рекомендую соблюдать следующие этапы работы:

1.            Первичное восприятие рифмовки, музыкально- игрового упражнения.

2.           Проговаривание текста, совместное со взрослым пение (подпевание), выполнение движения по показу педагога.

3.           Самостоятельное (совместно с взрослым) воспроизведение рифмовки, музыкально-игровых упражнений в нужном ритме.

 

Ниже приведены логопедические музыкально-игровые упражнения. 
 

           Для детей 3-4 лет предлагаю несколько распевок:

Музыкальная голосилка

ААА(  Одновременно со звуком делать хлопки,

          дыхание брать только после 4 хлопка)

УУУ

ААА

А-О-У-И

ЭЭЭ

ООО,

ААА,

ИИИ,

А-О-У-И

ЭЭЭ

 Взрослый поёт гласные с артикуляторными жестами. Движения выполняются одновременно обеими руками

 

      Пароход

«У»,—гудит пароход.

«У»,—по речке плывет.

«У»,—ребят он зовет,

«У», — в далекий поход. «Дети»-  поют [у], а педагог(взрослый) — все остальные слова.

 

       Оса

Са-са-са, са-са-са,

Ой-ой-ой! Летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су,

Видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

Мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са,

Отгадайте, где оса. «Дети»-  поют слоги, с артикуляторными жестами.

             Гора

Pa-pa-pa, pa-pa-pa,

На дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, РУ-РУ-РУ»

Собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Очень рада детвора. «Дети»-  поют слоги и слова, чередуют пение и хлопки.