Игры по формированию у ребенка

лексико-грамматического строя речи


(По книге: Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб: Детство-пресс, 2007)

 Уважаемые родители детей группы "Радуга"!

Представляю Вашему вниманию  игры-упражнения для домашнего проведения, соотнесенные с последним этапом обучения в подготовительной группе (март-май) по формированию лексико-грамматического строя речи. Если при их проведении Ваш ребенок испытал трудности, рекомендую обратиться к указанной книге Нищевой Н.В. и выполнить более легкие упражнения, а потом вернуться к данным.

Учитель-логопед Соколова Елена Александровна                                                   

***

Работаем над обогащением речи ребенка прилагательными и обучению согласованию прилагательных с существительными. Предлагаем подобрать подходящие по смыслу прилагательные в игре «Подскажи словечко»:

 

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лед, ...

Нож, как бритва, ...

Шоссе, как стрела, ...

Снег, словно пух, ...

Трава, как изумруд, ...

***

Обучаем ребенка образованию уменьшительных имен прилагательных по образцу:

белый беленький

легкий—легонький

мягкий

высокий

широкий

глубокий

мелкий


старый

теплый

 добрый

сладкий

 узкий

 

 

***

Продолжаем работу по обогащению речи ребенка прилагательными. Учим образовывать относительные прилагательные.

 

Стакан из стекла стеклянный.

Стол из дерева — ...

Коробок из картона картонный.

Сок из лимона — ...

Кофта из шерсти шерстяная.

Дорожка изо льда — ...   

Сапоги из резины --- резиновые.

Бусы из рябины - …                                                                       

***

Продолжаем работу над словарем ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:

 

длинная (дорога)

широкая

маленькое

большая

короткий

низкое

узкая

высокий

круглое

желтая

овальное

***

Продолжаем работу по обогащению словаря ребенка. Учим подбирать существительные к прилагательным в игре «Про что можно сказать?»:

 

деревянные — ложки, кубики, столы, скамейки, двери...

кожаные...

пластмассовые...

металлические...

стеклянные...

шелковые...

шерстяные...

меховые...

***

Поиграйте с ребенком в игру «Наоборот», обучая подбору слов-антонимов — прилагательных с противоположным значением.

 

Обеденный стол большой, а журнальный стол маленький.

Дерево высокое, а куст...  

Суп горячий, а мороженое...  

Река длинная, а ручей...                           

Книга толстая, а тетрадь...

Дорога широкая, а тропинка...

Орехи крупные, а семечки...

Папа молодой, а дедушка..

                                                                    

                                                                                ***

Обучаем ребенка образованию сравнительной степени прилагательных. Предлагаем поиграть в игру «Подскажи словечко», закончить предложения по данному образцу:

Небо синее, а море еще синее.

Тропинка длинная, а дорога еще...

Вечер темный, а ночь еще...

Я сильный, а папа еще...

Дуб высокий, а сосна еще выше.

Березка тонкая, а рябина еще...

Африка большая, а Америка еще...

Река глубокая, а море еще...

***

Обучаем ребенка образованию притяжательных прилагательных по образцу:

 

хвост лисы — лисий хвост

нос лисы — ...

глаза лисы — ...

усы лисы — ...

лапа лисы — ...

ухо лисы — ...

лай собаки — собачий лай

след собаки — ...

шкура собаки — ...

лапа собаки — ...

глаза собаки — ...

чутье собаки — ...

пасть медведя — медвежья пасть

голова медведя — ...

нос медведя — ...

хвост медведя — ...

лапы медведя — ...

тело медведя — ...

рога коровы — коровьи рога

хвост коровы — ...

нос коровы — ...  

вымя коровы — ...

глаза коровы — ...

                                                                          

***

Упражняем ребенка в образовании относительных прилагательных по образцу:

 

сок из вишни — вишневый сок

варенье из сливы — ...

повидло из айвы — ...

компот из апельсина — ...

котлеты из моркови — морковные котлеты

салат из свеклы — ...

икра из баклажана — ...

сок из огурца — ...