Как научить ребенка здороваться?
 Подготовила воспитатель Климовская Е.П.
 
    Вежливость во все времена высоко ценилась в обществе. Невоспитанный человек воспринимается негативно, даже если он обладает массой других замечательных качеств. Понимая это, родители, сталкиваясь с нежеланием ребенка здороваться и прощаться, приходят в ужас. Они чувствуют неловкость, а порой стыд и вину за то, что их ребенок не желает сказать «Здравствуйте!» или «До свидания!». Такой недочет в воспитании заботливые мамы и папы пытаются как можно скорее исправить. Однако, устраняя пробелы в воспитании своего ребенка, родители не всегда представляют себе, как правильно это сделать. Дети это всегда радость, но вместе с тем и ответственность за их развитие и воспитание. Молодые родители, не зная, как правильно воспитать свое дитя, в первую очередь вспоминают собственных пап и мам и их методы воспитания. С детьми мы заново на эмоциональном уровне переживаем свое детство. Только смотрим на все уже не как ребенок, а как взрослый. Наше детство может всплывать в памяти и подсознательно: мы сравниваем себя со своим малышом, с тем, как сами вели себя в детстве и как реагировали на это наши родители. Не задумываясь, копируем воспитательную тактику последних. Но время предъявляет новые требования к методам воспитания. Авторитарностью и безосновательной требовательностью сегодня трудно достучаться до детей. Важно помнить, что ребенок пока маленькая, но личность, которая хочет, а порой и требует, чтобы с ней обращались вежливо. Часто можно услышать, как родители в приказном тоне говорят сыну или дочери: «Поздоровайся!», «Извинись!». Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят, он может быть занят игрой или своими размышлениями и попросту не заметит, что мама недовольна. Вполне допустимо, что в данный момент он не хочет здороваться с этим взрослым или ему просто лень или настроение плохое, или на это у него свои личные причины. Но это не значит, что он не воспитан. Есть несколько причин, по которым дети могут отказываться от приветствия. Так ребенок может не понимать, зачем надо здороваться, если ему этого не хочется. В данном случае от взрослого потребуется терпение и выдержка. Важно объяснить ребенку, для чего нужны слова приветствия. Сделать это нужно просто, без назиданий, приветливо и доступным языком. Также он мог стать свидетелем разговора, в котором родители пренебрежительно отозвались о знакомых ему людях. Критикуя или кого-то обсуждая вечером и приветливо здороваясь с ним поутру, родители заставляют сына или дочь недоумевать: что правильно и хорошо, а что нет. Важно, чтобы дошкольник не видел двойных стандартов поведения. Ребенку старше 3-ех лет можно пару раз мягко объяснить, почему важно здороваться, а в будущем лишь напоминать ему об этом разговоре, если возникнет необходимость. Возможно, результаты появятся не так быстро, как хотелось бы, но зато у ребенка сохранится здоровая психика. Безусловно, учить ребенка здороваться с окружающими необходимо. Но не стоит заставлять его это делать. К решению проблемы рекомендуется подойти спокойно и терпеливо. Есть несколько правил, которые нужно помнить, обучая малыша правилам этикета. Не надо устраивать громких скандалов по поводу вежливости ребенка. Это только увеличит болезненную застенчивость дошкольника. Обучение этикету требует времени и системного подхода. Первые уроки основ этикета малыш получает дома. Если семье свойственны соблюдения правил приличия и искренние отношения, то беспокоится не о чем. Нужно помнить, что ребенка воспитывают не слова родителей, а обычные семейные будни. Показывайте детям примеры настоящей доброжелательности. Наблюдая ежедневно в родном доме случаи искренней симпатии к окружающим, ребенок сам захочет радовать всех встречных добрыми словами. Ориентируясь на родителей как на образец, он научится всем необходимым нормам поведения. Показывайте детям пример настоящей доброжелательности. Правила вежливости только ради правил не сформируют в ребенке чуткость и открытость, любовь к людям. Усвоенные нормы вежливости должны в дальнейшем перерасти в моральные принципы. Обучая вежливости, важно помнить, что дошкольник развивает свои чувства и эмоциональную сферу. Он должен понимать, что, говоря «Доброе утро!», он желает человеку добра. Внешняя вежливость не всегда является признаком искренности. Слова «Здравствуйте!», «До свидания!» и т.п. не только общепринятая форма общения, но и имеют семантическое наполнение. Маленькие дети чувствительны к фальши и лицемерию. «Доброе утро!» для них – это действительно радость, улыбка, добро. И если мама с утра хмурая и недовольная, то ребенку трудно поверить, что утро действительно доброе.