АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
В ДЕТСКОМ САДУ
 
 Часто родители задают воспитателям вопрос:
«Почему ребенок идет в детсад со слезами и
когда этот «ужас» закончится?»
Действительно, у большей части детей младших групп адаптация
к ДОУ проходит болезненно:
малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду, устраивают истерики,
некоторых от мам по утрам приходиться «оттаскивать».
Попробуем разобраться, почему так происходит и как облегчить
адаптацию ребят в детском саду. 

 Дети привыкают к детскому саду по-разному:
кто-то с первых дней ходит в детсад с радостью, но,
это скорее исключение из правил, а кто-то не может успокоиться
целый день и родителей вечером встречает ревами.
Чаще всего у 2-3-х летних малышей расставание с мамой сопровождается
слезами, а потом они отвлекаются на игрушки и успокаиваются.
И это нормально.

Вопрос: «Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать?»
Пройдет время и адаптационный период завершится.
Вот только длительность этого периода у каждого будет своя.
Все зависит от степени адаптации детей.

Выделяют 3 фазы адаптационного периода:

- Легкая. Длится от 1 до 16 дней

- Средняя. Длится от 16 до 32 дней

- Тяжелая. Может длиться до 64 дней

 Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками
и сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети плачут.
Устраните их — слезы исчезнут.


- Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
не сформированы культурно-гигиенические навыки;
не умеет самостоятельно играть с игрушками;
режим в семье не совпадает с режимом ДОУ


- Состояние здоровья. Болезненному ребенку адаптироваться
в новых условиях тяжелее, чем здоровому

- Биологические причины: сильный токсикоз у мамы в период беременности; 
осложнения при родах;
болезни в первые три месяца жизни


- Индивидуальные причины. Некоторые малыши в первый день
посещения дошкольного учреждения ведут себя тихо и спокойно,
а на 2-3 день начинают плакать,
другие — наоборот, в первые дни устраивают истерики,
а потом их поведение нормализуется

 - Условия жизни в семье. Если ребенка возили к родственникам,
посещали с ним знакомых, брали с собой в путешествия,
то он гораздо быстрее привыкнет к новой обстановке детского сада

- Ограниченное общение со сверстниками.
Труднее всего адаптируются дети, круг общения которых
был сведен к минимуму «мама-бабушка-папа». 
У таких малышей большое количество детей вызывает страх,
желание спрятаться куда-нибудь, чтобы побыть одному.


 Оставляя ребенка в детском саду, родители беспокоятся,
как он проведет день без них. Это нормальная реакция, ведь кроха остается
с чужими людьми. К тому же, нежелание малыша заходить в группу, слезы,
просьбы забрать его немедленно домой любую маму заставят волноваться.
Поэтому хотим поделиться важными рекомендациями, как облегчить
ребенку период адаптации.

Соблюдайте самое важное правило:
спокойная мама — спокойный ребенок!
Отдавая сына или дочку воспитателю, пытайтесь сохранять спокойствие,
потому что дети очень хорошо чувствуют эмоциональное состояние.
Если мама привела ребенка, раздела и все время оттягивает
момент расставания, она дает повод малышу для страха и волнений.
Совет: настройте себя на расставание заранее, помните, что это неизбежно.
Переодели ребенка, поцеловали, пообещали, что обязательно заберете
его из детского сада и быстренько ушли — 
вот правильный алгоритм действий в первые дни.

 Время нахождения в детском саду увеличивайте постепенно.
В период адаптации оставлять ребенка 2-3 лет в детском саду
на целый день не рекомендуется. Начать нужно всего лишь
с пары часов в день с постепенным увеличением времени пребывания.
Одну-две недели малыша нужно забирать после обеда,
потом после дневного сна и еще через несколько дней попытаться
оставлять уже на целый день.

Посещайте детский сад регулярно. Чтобы ребенок быстрее адаптировался,
нужно водить его в детсад каждый день.
Только болезнь может стать веской причиной непосещения ДОУ.

Придумайте «ритуал прощания» с ребенком.
Долгих прощаний не устраивайте, уверенно говорите,
когда заберете ребенка домой (после обеда, сна, вечером),
целуете в щеку, обнимаете, машете рукой и уходите.

Дайте ребенку «оберег» — вещь, которая будет напоминать ему о доме,
например, фотографию, мамин шарфик, мягкую игрушку.
Можно дать «ключ от дома», без которого,
пока не заберете малыша из садика, домой не попадете.

Создайте мотивацию для посещения детского сада:
нужно посмотреть, как кормят рыбок или соскучилась любимая игрушка и т.д.

Никогда не обсуждайте то, что не устраивает вас в детском саду при ребенке.

Если расставание с мамой проходит тяжело, то рекомендуется
приобщить папу, бабушку или кого-нибудь из родственников,
чтобы они отводили малыша в детсад.

 ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ МАМЕ И ПАПЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ К САДИКУ:

НЕЛЬЗЯ ПУГАТЬ РЕБЕНКА! 
Часто родители пугают своих детей детсадом:
«Вот не будешь слушаться меня — пойдешь завтра в садик».
Задумайтесь, разве место, которым пугают,
способно вызвать позитивные эмоции?

НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ЗА СЛЕЗЫ ПРИ РАССТАВАНИИ!
Никогда не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в детсад и плачет.
Это вполне нормальная реакция для детей 2-3 лет.
Лучше поцелуйте, обнимите его и еще разок уверьте,
что вы его очень любите и обязательно заберете из детсада.

НЕЛЬЗЯ ОБЕЩАТЬ РЕБЕНКУ ТО, ЧТО ПОТОМ НЕ СМОЖЕТЕ ВЫПОЛНИТЬ!
Например, если мама сказала, что заберет сразу после обеда,
то она должна так и поступить.
Из-за не выполненного обещания у детей часто случаются истерики.
Как же тут не плакать, если мама обещала и не пришла,
может она собирается оставить в садике на ночь.
Таким образом можно навсегда потерять доверие ребенка.
Лучше говорить конкретно, что забрать сможете только вечером
и не давать «пустых» обещаний.

 Игра — важный вид деятельности для ребенка.
Психологи утверждают, что с помощью простых игр можно значительно
облегчить период адаптации к детскому саду.
Поиграйте со своими детишками в такие игры:

«Детский сад»

Во время игры в детский сад может быть много сюжетных линий:

«Дети собираются на прогулку».

«Дети обедают».

«Дети приходят в детский сад».

«Дети готовятся к дневному сну».

«Дети на прогулке».

Роль воспитателя может взять на себя мама или ребенок,
а детишками пусть будут игрушки. С помощью игры малыш сможет
постичь правила поведения в детском саду, привыкнет к мысли,
что там хорошо.

«Сочиняем сказку»

Предложите ребенку придумать сказку о том,
как его любимая игрушка попала в детский сад и затем обыграйте ее.
Пример сказки: «Жил на свете маленький Зайка.
И вот пришло время идти ему в детский сад.
Мама Зайчиха отвела Зайку в детский сад, а сама ушла за морковкой.
Зайке сначала было страшно, хотелось плакать,
но он сдержал слезы, потому что не хотел расстраивать маму.
Потом он подружился с воспитателем и детьми.
Оказалось, что в садике очень интересно:
здесь учат рисовать, лепить фигурки из пластилина,
даже есть музыкальные занятия,
на которых детки танцуют и поют песенки.
День в детском саду прошел быстро, а вечером за Зайчиком
пришла мама, увидела, что он не плачет, очень обрадовалась.
Вместе они радостные ушли домой».

«Хорошо-плохо»

Родитель называет определенные действия,
а ребенок должен определить, хорошо так делать или нет.
При положительном ответе он хлопает в ладоши,
при отрицательном грозиться пальчиком и говорит: «Аяяяй».

Варианты вопросов:

- играть с игрушками в детском саду;

- плакать утром;

- дружить с другими детками;

- стесняться попроситься в туалет;

- самостоятельно кушать суп;

- мешать деткам спать во время дневного сна;

- делать утром зарядку и т.д.


В заключение еще один важный совет родителям:
старайтесь приходить за ребенком раньше,
чтобы он не оставался одним из последних в группе,
поддерживайте его во всем, хвалите за маленькие достижения,
чаще улыбайтесь, сохраняйте спокойствие и скоро вы заметите,
что ребенок начал ходить в детский сад с удовольствием.

09.09.2019
Овчинникова Л. Г.