РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА ЛЕТО
Летний период позволяет в полной мере воспользоваться благами
природного окружения — солнцем, воздухом, водой, растениями.
Еще в древности врач Авиценна считал эти факторы основными для
сохранения здоровья, к ним же причислял рациональное питание, движение,
сон, обмен веществ, эмоции. Рассмотрим, как в теплое время года
сочетать оздоровление, закаливание ребенка с его правильным питанием
и всесторонним развитием.
Долгожданный летний период – что он значит
для ребенка и родителей
Летом детские сады практикуют прием детей и проведение утренней
зарядки на участке. Спортивные соревнования, посильный труд —
тоже проходят на свежем воздухе.
Летом, кроме обилия возможностей для отдыха, возникают и новые
поводы для беспокойства за жизнь и здоровье детей.
Очень важно проработать вопросы безопасности на улице, чтобы ребенок
не потерялся, не обгорел на солнце, не получил тепловой удар.

Детский сад не берет на себя функции медицинских учреждений,
но целенаправленно занимается укреплением здоровья и закаливанием детей.
В режим дня детей 3-7 лет в саду включают солнечно-воздушные ванны.
Проводятся влажное обтирание, хождение босиком и обливания водой.
Эту работу следует продолжить в поездках семьи на дачу, на море, во время
отдыха в городе. Тогда 3 летних месяца принесут максимальную пользу
растущему организму.

Насколько строгим должен быть режим дня летом,
и нужен ли он?
Педиатры единодушны во мнении, что соблюдение распорядка необходимо
ребенку любого возраста (и взрослому). Когда «биологические часы»
настраиваются на определенный ритм, дети, как правило, меньше болеют.
В правильном режиме дня обязательно присутствует физическая подвиж-
ность для развития ребенка, особенно его костно-мышечной системы.

МЫ РЕКОМЕНДУЕМ:
1. Обеспечить ребенку длительность сна, соответствующую его возрасту
и биологической потребности.
2. Дети младших и средних групп детского сада в возрасте 3-5 лет спят
11-12,5 часов, из которых 2 часа приходится на дневной сон.
3. Если ребенок летом не может уснуть в положенное ему время,
потому что на улице еще светло, то затемняют помещение плотными шторами.
4. Следует избегать недосыпа, а также слишком продолжительного сна,
в результате чего появляются капризы, вялость, головная боль у детей.
5. Нельзя допускать избыточной физической активности, длительного
стояния, тяжелой работы. Недостаток подвижности тоже вредно
отражается на детях.
6. Если летние занятия детворы будут интересными, разнообразными,
тогда вечером появляется чувство приятной усталости, облегчающее
засыпание.
7. Общая продолжительность пребывания ребенка на воздухе летом
не должна быть меньше 4 часов.
8. Правильный распорядок дня включает в себя как развлечения,
так и закаливание, посильную помощь взрослым, игры и
творческие занятия.

Топ-5 летних закаливающих процедур
(проводятся в саду и дома 1-2 раза в день):
1. Воздушные ванны при температуре воздуха +28…+ 30°С.
2. Солнечные ванны средней продолжительностью 20 минут.
3. Обтирание влажной губкой +18…+20°С (3–5 секунд).
4. Обливание теплой водой 5–10 секунд с постепенным снижением
температуры до +20°С.
5. Ходьба босиком по траве, песку, земле, речной или морской гальке.

Организация питания ребенка летом
- Если ребенок в жаркую погоду отказывается от еды, то предложите ему
один кисло-сладкий фрукт, тогда аппетит улучшится.
- К вечеру становится прохладнее, и потребность в еде дает о себе знать.
Проследите, чтобы за ужином ребенок не перегрузил желудок, не наедался
на ночь.
- Составляйте детское меню, в котором примерно 50% белков дают продукты
животного происхождения (мясо, творог, сыр, йогурт, молоко, яйца, нежирные
сорта морской рыбы, говяжья печень).
- Предпочтительнее в мясных блюдах телятина, грудка курицы, индюшки,
мясо кролика.
- Полноценные, необходимые растущему организму жиры ребенок должен
получать с яичным желтком, сливочным маслом. Содержание растительных
жиров в питании ребенка составляет 25%.
- Свежие овощи и фрукты обязательно включайте в ежедневный рацион
летом. Это доступные источники углеводов, ферментов и витаминов для
детского организма.
- Кабачки, морковь, картофель, брокколи подвергайте тепловой обработке.
Помидоры, редис, огурцы, листья салата, лук дети потребляют в свежем виде.
- Летом происходит усиленное выделение пота с минеральными солями.
Эти потери организму надо компенсировать. В жаркую погоду для утоления
жажды давайте ребенку очищенную негазированную воду.

Безопасность ребенка летом
1. Овощи и фрукты обязательно мойте под проточной водой перед
употреблением. 
2. Постоянно напоминайте ребенку о личной гигиене, ее первом
незыблемом правиле — мыть руки перед едой!
3. Кожа детей несовершенна, как и способность к терморегуляции,
поэтому тепловые удары случаются чаще. Чтобы этого не произошло,
одевайте ребенка по погоде в светлую одежду из натуральных тканей.
4. В солнечный день обязателен легкий головной убор, достаточный запас
питьевой воды. Избегайте солнечных ожогов — типичных травм летнего
периода. Эти повреждения возникают, если кожа не подготовлена к приему
больших доз ультрафиолета, или ребенок слишком долго находится на солнце.
Продолжительность воздушно-солнечных ванн увеличивайте постепенно:
с 3–5 до 20–40 минут. Избегайте периода с 12 до 15 часов, когда солнце очень
активно. При необходимости нанесите детский солнцезащитный крем.
5. Домашняя аптечка должна быть укомплектована такими препаратами,
как парацетамол, йод, зеленка, перекись водорода, крем с декспантенолом
(витамином В5).
6. Летом востребованы детские солнцезащитные кремы, репелленты
для отпугивания насекомых.

Отдых ребенка в городе:
- Объясните ребенку, что неподходящие для детских игр места – стоянки
личного транспорта, стройплощадки, подвалы и открытые люки канализации.
- Соблюдайте правила поведения на улице: возьмите ребенка за руку,
на тротуаре держитесь подальше от проезжей части, переходите дорогу
по пешеходному переходу.
- Разъясните детям, как опасно играть вблизи автотранспорта.
- Летом на улицах становится больше бездомных собак и кошек, они могут
быть переносчиками заболеваний, часто ведут себя агрессивно.
Не разрешайте детям подходить близко к животным, приманивать их едой.
- Сорняки во дворе не подходят ребенку для игр в магазин, рынок,
дочки-матери. Объясните, что эти растения не желательно трогать
руками и нельзя брать в рот.

Отдых ребенка на даче:
- Укусы клещей, пчел, ос и комаров могут быть опасными с точки зрения
тех инфекций, что разносят животные, и аллергических реакций со стороны
организма ребенка. Для защиты от насекомых применяйте репелленты с
натуральными компонентами.
- Если ужалила оса или пчела, то сначала удалите жало, затем протрите кожу
спиртом и приложите на 50 секунд лед, обернутый марлей.
- При оказании первой помощи клеща удалите пинцетом, как бы «выкручивая»
его из кожи против часовой стрелки. Обработайте место укуса перекисью
водорода, затем йодом.
- Летом много соблазнов в виде даров леса, но не все привлекательные ягоды
и грибы съедобны. Приучайте детей не собирать неизвестные им растения.
- Ребенку следует объяснить, как укрыться во время грозы и молнии.
Грозовые разряды опасны для людей, поэтому надо переждать непогоду
в помещении, закрыть балконную дверь, форточки.

Отдых ребенка на море:
- Отправляясь на море с ребенком, вы должны знать, что плавание в открытом
водоеме – это одновременное воздействие света, воды, движения и воздуха.
Учитывайте, что в случае морского купания присоединяется еще химическое
раздражение солей и микроэлементов.
- Посещайте с ребенком пляж с 9 до 11 и с 16 до 18 часов. Проследите, чтобы
ребенок не плавал натощак и раньше, чем через 1 час после еды.
Для безопасности дайте ребенку специальный жилет или надувной круг,
покажите, как пользоваться.
- Не оставляйте детей без присмотра, чтобы они не резвились в воде
«до посинения».
- Организуйте чередование плавания, принятия солнечных и воздушных ванн, 
ходьбу босиком по песку или гальке для максимального оздоровительного
эффекта.

 17.06.2019
 Овчинникова Л.Г.







ИГРЫ 
ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ 
ИЗ ПОДРУЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда
движения пальцев рук достигают достаточной точности.
Установлено, что в головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко,
поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости
от тренированности пальцев

Условия эффективного развития мелкой моторики.
Необходимо задействовать все пальцы обеих рук.
Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться.
Упражнения должны строиться на использовании изолированных
движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев
обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия
между правой и левой руками.

Значение игр для развития мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным
средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного
мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.
В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое
и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость,
формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Систематические упражнения помогают также выработать навыки
самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем
зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.

Игры, которые родители
могут изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений
рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:

1. Скручивание лент.


2. Шнурование.
 Потребуется кусок линолиума с проделанными отверстиями и шнурок.
(игра "Шнуровки").


3. Застегивание пуговиц .
Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра "Застежки").


4. Выкладывание, перебирание косточек.


5. Игры с прищепками.
 Потребуются прищепки и картон.


6. Откручивание и закручивание крышек.
 Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок,
коробка из-под обуви, клей.


7. Угадывание на ощупь предметов.
 (игра "Волшебный мешочек").
 Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками
и предметами.


8. Перекатывание карандаша или ручки в ладонях
 способствует стимуляции биологически активных точек,
тонизирование организма в целом.


9. Обводка трафаретов.
 Потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой
(подойдет бутылка из-под шампуня), ножницы.


Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка:
его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности,
зрительно-моторной координации, произвольного внимания,
навыков психорегуляции.