ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ МЫШЕЧНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

ЦВЕТОК

Возраст. От трех лет.

Цель. Релаксация.

Подготовка. С детьми трех-четырех лет взрослый говорит о том, как постепенно из зернышка вырастает цветок, как он расцветает, подставляя солнышку свои лепестки.

Содержание. Дети сидят на корточках, обхватив руками колени. Все они семечки, из которых скоро вырастут красивые цветы.

Ведущий обращается к участникам игры: «Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Он растет, растет, выпрямляется. У него появляется первый маленький листочек, он расправляется, тянется к солнышку. Мы растем, и вот уже появился прекрасный цветок. Он греется на солнышке, подставляя весенним солнечным лучам каждый свой лепесток, поворачивает свою голову вслед за солнышком».

Дети, слушая ведущего, выполняют выразительные движения: сидят на корточках; поднимают голову, руки; выпрямляются, руки разводят в стороны — цветок расцвел; голова слегка откинута назад, медленно поворачиваются вслед за солнышком. Глаза полузакрыты, дети улыбаются, радуясь весеннему солнышку.

Рекомендации. Можно проводить эту игру под спокойную музыку.

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА И СОЛДАТ

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие мышечного напряжения.

Содержание. Ведущий просит участников встать так, чтобы не мешать друг другу, полностью выпрямиться и вытянуться в струнку, как солдат. Затем — застыть в этой позе и не двигаться... (ведущий показывает, как принять эту позу).

После этого дети должны наклониться вперед и расслабить руки так, будто они тряпичные (показать). Тело должно стать мягким и подвижным, как у тряпичной куклы. Колени надо согнуть и почувствовать, будто кости становятся мягкими, а суставы — подвижными...

Затем ведущий предлагает снова изобразить солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь — тряпичную куклу, мягкую, подвижную и расслабленную...

Снова — солдата... (10 секунд)

Затем — тряпичную куклу...

Участники попеременно становятся то солдатом, то куклой до тех пор, пока полностью не расслабятся, после чего ведущий просит их встряхнуть руками, будто они стряхивают с них капельки воды. Затем надо стряхнуть капельки воды со спины... с волос... с верхней части ног и ступней...

ТОРТ

Возраст. От четырех лет.

Цель. Развитие навыков телесных контактов, расслабление.

Содержание. Взрослый просит ребенка лечь на коврик и говорит: «Сейчас мы из тебя будем делать тортик». Один участник — мука, другой — сахар, третий — молоко, четвертый — масло и т. д.

Взрослый замешивает тесто. Нужна мука — «мука» руками «посыпает» тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Нужно молоко — «молоко» «разливается» руками по телу, поглаживая его. Необходим сахар — «сахар» посыпает тело, и немного соли — «соль» чуть-чуть нежно прикасается к голове, рукам, ногам.

Повар «замешивает» тесто, хорошенько разминая его. Потом кладет тесто в печь, там оно поднимается — ровно и спокойно дышит.

Наконец торт испекся. Чтобы он был красивым, повар предлагает украсить его: все участники, прикасаясь к торту, «дарят» ему свой цветок, фигурку, описывая их словами.

Рекомендации. Взрослый следит в процессе игры за выражением лица лежащего ребенка (оно должно быть довольным).

ДРАКА

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снижение мышечного напряжения, расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.

Содержание. Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-крепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.

Задумайтесь: а может, драться и не стоит?

Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

Рекомендации. Эту игру полезно проводить как с агрессивными, так и с тревожными детьми.

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Возраст. От четырех лет.

Цель. Стабилизация эмоционального состояния.

Содержание. Ведущий произносит: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками: на лбу, на носу, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

ВОЛШЕБНЫЙ СОН 

Возраст. От четырех лет.

Цель. Снятие напряжения и усталости, накопление новых позитивных ощущений, осознание приятного состояния при расслаблении.

Содержание. Взрослый говорит с паузами:

Ваши ноги, ваши руки

Целый день не знали скуки...

А теперь они устали,

Отдыхать с тобою стали...

Слышишь этот тихий звон?

К нам идет волшебный сон... (Дети слушают музыку.)

Ручки, ножки тяжелеют...

Расслабляются... Теплеют... (Ведущий помогает улечься.)

Реснички опускаются...

И глазки закрываются...

Отдохните, полежите,

Сон волшебный посмотрите...

(Дети в расслабленных позах молча слушают музыку несколько минут.)

Затем ведущий продолжает: Вот и стих хрустальный звон, И закончился ваш сон... А сейчас ко мне идите и про сон свой расскажите.

(Дети рассказывают о том, что представляли под музыку.)

ПЧЕЛКА НА ЛУГУ    

Возраст. От четырех лет.

Цель. Активизация позитивных эмоциональных проявлений, раскрепощение. 

Содержание.

Ведущий читает текст и вместе с детьми выполняет движения.

На лугу жужжит пчела, Беззаботна, весела.

Сунет пчелка нос в цветок, Много меда наберет!

Понесет его домой,

Произносят «ж-ж-ж».

С улыбкой машут «крыльями».

Поднимают и снова опускают голову. Прячут лицо в ладонях. Ладони ковшиком перед собой.

Будет есть его зимой.

Крепким сном заснет потом.

Снег укроет пчелкин дом.

Солнца луч ее коснется, пчела услышит и проснется.

Чмокают, «слизывая» мед с ладоней. Ладошки под щечку.

Ведущий легонько гладит спинки детей. Проводит рукой по волосам. Дети открывают глаза.

СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ 

Возраст. От пяти лет.

Цель. Регуляция эмоционального состояния, снижение напряжения.

Содержание. Дети стоят, широко расставив ноги, немного согнув их в коленях. Тело согнуто, руки свободно опущены, голова склонилась к груди, рот приоткрыт. Дети слегка покачиваются в стороны, вперед, назад...

По сигналу взрослого надо резко тряхнуть головой, руками, ногами, телом. Взрослый говорит: «Ты стряхнул свою усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

Рекомендации. Эту игру можно использовать с детьми после напряженной работы, требующей от них концентрации внимания, усидчивости.

ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО 

Возраст. От пяти лет.

Цель. Развитие умения регулировать свое эмоциональное состояние.

Содержание. Взрослый говорит: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни, мысленно скажи: „Я — лев", выдохни, вдохни.

Скажи: „Я — камень", выдохни, вдохни. Скажи: „Я — цветок", выдохни, вдохни. Скажи: „Я спокоен", выдохни. Ты действительно успокоишься».

ГОРА С ПЛЕЧ

Возраст. От пяти лет.

Цель. Снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Содержание. Ведущий произносит: «Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-нибудь сделать, сбрось гору с плеч. Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5 — 6 раз, и тебе сразу станет легче».

Рекомендации. На первых этапах работы с ребенком участие взрослого является обязательным условием. В дальнейшем ребенок сам выполняет необходимые действия.

МАЛЕНЬКИЕ ЧЕРЕПАХИ 

Возраст. От пяти лет.

Цель. Расслабление тела (мышц плеч, шеи, затылка, рук, ног и т. д.).

Содержание. Дети ложатся на ковер, а взрослый под спокойную музыку говорит: «Все вы — маленькие черепахи. Вы лежите на травке, под лучами ласкового солнышка. Вам очень хорошо и спокойно. Вдруг вы слышите, что едет грузовик (музыка обрывается)... Подними­те плечи, прижмите руки и ноги к телу, согнув их при этом. Наклоните голову так, чтобы подбородок упирался в грудь (взрослый сначала показывает движения сам, потом помогает каждому ребенку освоить его).

Ура! Опасность позади: грузовик уехал! Теперь опять вам спокойно и легко. Медленно вытягивайте шею, опускайте плечи. Покрутите головой в разные стороны: правда ли, что все вокруг стало безопасным? » Некоторое время дети лежат в расслабленном состоянии. Взрослый подходит к тем, кому трудно выполнять упражнение, поглаживает их ручки, ножки.

Через несколько секунд (минут) музыка вновь обрывается, взрослый хлопает в ладоши (звонит в колокольчик) и говорит: «Внимание! Опасность. В небе — самолет...»

Как правило, дети просят повторять это упражнение несколько раз подряд.

ТЕАТР ПРИКОСНОВЕНИЙ 

Возраст. От шести лет.

Цель. Развитие навыков телесного контакта, расслабление.

Содержание. Ребенок ложится на коврик в позу звезды. Под спокойную музыку все участники склоняются и нежно, осторожно касаются тела лежащего ребенка.

(Можно одновременно дотронуться одним пальцем до лба, а ладонью — к ноге, ребром ладони к животу, кулачком — к груди и т, д. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновения. Лежащий остается некоторое время в расслабленном состоянии, а затем встает.

Рекомендации. Взрослый следит за силой прикосновений, наблюдает за лицом лежащего ребенка (оно должно быть спокойным и расслабленным).

 Игры можно использовать в индивидуальной работе с детьми!