Развитие познавательной сферы

(внимания, памяти, мышления, речи)

1. Развитие умения концентрировать внимание, тренировка памяти.

Вечером, перед сном, попросите ребенка при помнить события дня в той последовательности, в которой они проходили. Пусть малыш сначала вспоминает несколько событий, произошедших, например, утром, но с максимальным количеством подробностей, затем восстанавливает в памяти события всего дня.

2. Развитие концентрации внимания, увеличение объема внимания.

Два участника (два ребенка или взрослый и ребенок) в течение короткого периода времени смотрят на предмет, после чего каждый по очереди рассказывает о нем, стремясь перечислить как можно больше деталей.

3. Развитие концентрации внимания.

Проходя с ребенком мимо витрины магазина, постарайтесь заметить как можно больше предметов, а затем посоревнуйтесь, описывая их.

4. Развитие устойчивости, концентрации внимания. В течение нескольких минут (исходя из возможностей ребенка) просто посидите с ребенком (можно с закрытыми глазами) и прислушайтесь к звукам снаружи, постарайтесь «поймать» внутренние ощущения. Расскажите друг другу о сво­их впечатлениях.

5. Развитие концентрации, переключаемости внимания, увеличение объема внимания. Расставьте на столе несколько небольших игрушек. Пусть ребенок посмотрит на них и «сфотографирует» увиденное, а затем закроет глаза. От­крыв их по вашему сигналу, ребенок должен определить, какого предмета не хватает. Вместо игрушек можно использовать любые предметы — продукты, канцелярские принадлежности и т. д.

Как же помочь ребенку улучшить память?

1. Одним из главных условий запоминания информации является понимание того, что необходимо усвоить. Поэтому старайтесь выяснить, насколько понятен ему материал.

2. Постарайтесь включить в работу как можно больше видов памяти: образную, эмоциональную, двигательную, словесную и др. Это поможет ребенку запомнить информацию, используя тот вид памяти, который «удобен» ребенку.

3.  Если запоминаемый материал носит положительную эмоциональную окраску, он лучше усваивается. Однако желательно помнить и о том, что очень сильные эмоции препятствуют запоминанию, особенно если вы имеете дело с гиперактивным учеником.

4. Заученный материал повторяйте с ребенком время от времени, чтобы он не забывался. Однако не следует повторять «до потери пульса». Во всем нужна мера.

5. Укреплять память надо не от случая к случаю, а с помощью систематических упражнений.

1. Развитие зрительной памяти.

Сложите из счетных палочек какую-либо фигуру (рыбка, дом, елочка). Покажите ее ребенку. Накройте листом бумаги. Попросите рядом построить точно такую же. Начинайте с 5-7 палочек, постепенно увеличивая их количество.

2. Развитие зрительной памяти.

Расставьте на столе в определенном порядке кухонную или столовую посуду. Поговорите с ребенком о том, что стоит перед ним. Сосчитайте количество предметов. Уберите все со стола. Попросите ребенка расставить нужные предметы в таком же порядке.

3. Развитие кратковременной слуховой памяти. Расскажите ребенку маленькое стихотворение или четверостишие. Повторите его еще раз. По­вторите его вместе с маленьким учеником. Попросите ребенка самого рассказать стихотворение, подсказывая ему только первые слова каждой строки.

Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег. А под снегом спит медведь. Тише, тише... Не шуметь!

4. Развитие слуховой памяти.

Запишите 7-10 слов. Назовите их ребенку. Попросите повторить, что он запомнил. Попробуйте вспомнить недостающие слова вместе с ним. По­просите повторить все запомнившиеся слова еще раз.

5. Развитие зрительно-моторной памяти. Нарисуйте на листе бумаги узор, состоящий из 5-7 геометрических фигур (например: два круга, треугольник, два круга, два квадрата). Попроси те ребенка запомнить их последовательность, oбвести пальцем по образцу, а затем нарисовать без образца. Более сложное задание: то же самое, но в цвете (например: два красных круга, зеленый треугольник, два красных круга, два желтых квадрата).

1. Развитие логического мышления. Предложите ребенку составить узор из счетного материала, «диктуя» ему последовательность фигур: зеленый круг, два красных квадрата, зеленый круг, два красных квадрата. Пусть ребенок продолжит узор самостоятельно. Придумайте вместе другие узоры и попросите ребенка продолжить их.

2. Развитие логического мышления.

Положите перед ребенком коробку старых цветных карандашей. Попросите выложить их «по росту» от самого маленького до самого большого.

3. Развитие речи и логического мышления. Назовите четыре слова, например: «зеленый», «красный», «пять», «синий». Попросите ребенка назвать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

4. Развитие речи и логического мышления. Назовите слово и попросите ребенка назвать ело во, противоположное по смыслу, например: тем но — светло, длинный — короткий, толстый -тонкий, злой — добрый, узкий — широкий и т. д.

5. Развитие логического мышления, моторики. Предложите ребенку разложить геометрические фигуры из счетного набора в группы по цвету, по форме, по размеру.