Игры на развитие памяти

 

Память – это способность запечатлевать и сохранять впечатления. Она дана человеку с самого рождения, но владеть и управлять ею мы учимся всю жизнь. В детстве ребенок постепенно учится пользоваться своей памятью. С точки зрения известного психолога П. П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в  памяти  выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого , выраженное в словах. Человечество издавна изобретает всевозможные приемы для запоминания информации. В том числе и различные игры на развитие памяти дошкольников.

 «Попугайчики»

Оборудование: карточки с рядом слогов (например, то-ца, то-ца-му, то-ца-му-дэ, то-ца-му-дэ-ни, то-ца-му-дэ-ни-зу, то-ца-му-дэ-ни-зу-па, то-ца-му-дэ-ни-зу-па-ки); от занятия к занятию объём цепочки постепенно увеличивается.

Ход игры: Ребёнку предлагают игровую ситуацию: «В одной жаркой стране жил попугайчик, который умел повторять все звуки». Попробуй повторить за мной  все непонятные звуки, как это делал попугайчик.

Вариант 1:  попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов: стол, мыло, человек, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко.

Вариант 2: произнесение цепочки звуков (слогов, слов, фраз) с различной интонацией (например, сэ-фы-ру-шу-хо-ща весело, грустно, удивленно, восторженно, испуганно, разгневанно и т.д.)

 «Добавь слово»

Ход игры: В эту игру можно играть с одним ребёнком или с несколькими детьми. Первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь своё. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним своё слово и т.д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объем памяти.

 « Запоминаем слова»

Оборудование: набор слов, начинающихся с одной буквы (например, сапоги, сено, сосна, старик, стакан, Снегурочка), лист бумаги (А-4), карандаш.

Ход игры: Ребёнку предлагают запомнить несколько слов и повторить их. Затем ребёнку предлагается ряд заданий:

- Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?

- Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши её.

- Придумай слова, которые начинаются с буквы С.

- Вспомни и назови те слова, которые я просила тебя запомнить.

 «Слушаем и рисуем»

Оборудование: текст стихотворения «Матрёшки».

Ход игры: Детям предлагается прослушать стихотворение и по памяти

нарисовать те предметы, о которых в нём говорится.

 Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

А за ней сестра – вторая,

В желтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивы

Пятая матрешка –

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

«Закодированное слово

Оборудование : набор слов (например, доска, огурец, варежка, глаз, сапог, собака, цветок, снег).

Ход игры: Ребёнку называют слово и просят нарисовать картинку, которая помогла бы ему запомнить это слово. Обратить внимание малыша на то, что слов много, а листочек один и нужно постараться расположить рисунки так, чтобы все они на нем уместились. Убедиться, что ребенок понял, что от него требуется: пусть он нарисует картинку, например, к слову мороз. После этого предложить «закодировать» следующие слов: доска, огурец, варежка, глаз , сапог , собака , цветок,  снег. После «зарисовки» всех слов предложить ребёнку вспомнить и назвать эти слова. Если он вспоминает слово, не имеющее отношения к тому, что ему называли, постараться восстановить ход его мысли и выяснить, что привело его к этой за

«Текст»

 Прочитайте ребенку интересный и небольшой текст. После чего попросите его, изобразить основную мысль текста на бумаге и пересказать текст. Можно также усложнить задание и предложить ребенку еще и продолжить текст  двумя-тремя предложениями.

«Кружки»

Выложи кружки, как только что видел». Взрослый выкладывает пять кружков разного цвета диаметром 10 см в любой последовательности. Ребенок рассматривает в течение 10 секунд, запоминает. Затем круги закрываются, а ребенок должен по памяти выложить круги таким же образом.

«Чудесный мешочек».

 В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.

«Кто  знает больше»

 Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета.

 Например  –  5 круглых (квадратных, треугольных) предметов или 5 красных (синих, зеленых,

желтых) предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

«Кукловод»

Взрослый  –  «кукловод» завязывает глаза ребенку и «водит» его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 3-4 шага вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т.д. Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

 Движения постепенно можно усложнять, увеличивать продолжительность маршрута. Можно включать и ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», согнуть руки, заставить присесть и т.д.

 Помимо памяти, в этой игре можно развивать и воображение ребенка. Достаточно просто поменяться с ребенком ролями. Пусть в роли «кукловода» будет ребенок, и сам придумает маршрут для вас. Вы же, чтобы проверить, как хорошо «кукловод» запомнил придуманный им маршрут, специально делайте ошибки в маршруте.

«Снежки»

А теперь поиграем в снежки. Мысленно.

 Пусть ребёнок представит себе снег. Вспомнит, какого он цвета. Всегда ли он белый?

 На солнышке снег начинает искриться. С чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день?

 Как хрустит снег под нашими ногами? С чем можно сравнить этот хруст (с какими знакомыми ему звуками)?

 Пусть малыш представит, что держит в руках пригоршни снега, делает из них шарик. Попросите его поделиться своими ощущениями.