Цвет, форма, объем, систематизация

Совмещаем колобка

Для самых маленьких интересная и очень простая игра. Вырезаем трафарет – круг. Накладываем трафарет на другой лист и обводим внутри круг. Рисуем колобка. Задача малыша очень проста, нужно совместить трафарет и колобка, нарисованного на другом листе. Можно весело все обыграть. 

Вместо колобка может быть любой другой трафарет. Для детишек постарше можно уже замысловатые фигуры или даже целые картинки.

Цветные кучки

Игра учит нас определять цвета, а так же систематизации.

Создаем кучки из разных объектов одного цвета. Например, «красная кучка» содержит в себе колечки, кубики, бумажки, карандаши красного цвета. Так же создаем «синюю кучку» и еще несколько.  Затем, даем малышу предмет (например, синее колечко) и просим положить его в нужную кучку.

Начните  с двух кучек. Например, красная и синяя.  Можно использовать «ёмкости» для кучек. Допустим, красная кучка у Вас будет находиться в коробке, а синяя – в большом грузовике.

Когда Вы будете «создавать» кучки, то комментируйте свои действия: «Это колечко красное я  кладу в коробку, это кубик синий – кладём его в грузовик, красный кубик - в коробку, синий зайчик – в грузовик и  так далее». Когда ребенок поймет принцип, то дайте ему, например, синее колечко и скажите: «Это синее колечко мы кладем в ……» и синее колечко будет отправлено в грузовик!

Как только игра будет освоена, можно уже не комментировать, а просто подать красный кубик и спросить: «В какую кучку мы его кладем?»

Если ребенок знает много цветов, то можно делать произвольное количество кучек. Если он знает еще не все цвета, то целесообразно делать все кучки со знакомыми цветами и одну кучку с незнакомым цветом.

Сопоставляем форму или самый простой «пазл» 

Вырезаем из цветной бумаги или картона фигурки так, чтобы на листе осталась характерная дырка от фигурки. Для начала фигурки простые:  круг, треугольник, ёлочка и любые другие. Простые фигурки есть в Word-е на панели «автофигуры».

Фигурки отдаем ребенку. А листочек с дырками кладем на стол или пол. Просим найти для каждой фигурки соответствующую ей дырку.

Порядок 

Под предлогом наведения порядка в игрушках – систематизируем их. Например, складываем кубики в коробки: отдельно большие, отдельно маленькие. 

Затем собираем все колечки от пирамидок и складываем сами пирамидки. Все машинки ставим в «гараж». Всех кукол кладем спать на кроватки. Все вырезанные бумажные игрушки складываем в одну коробку, все тряпочки в другую, крышки в третью. 

Систематизация по форме 

Игра учит нас выделять один из признаков предмета - форму, а так же систематизации. Подобная игра с цветами – «Цветные кучки».

Создаем кучки из разных объектов одной формы. Кучка из шариков, из колечек, кубиков. Затем, даем ребенку предмет (например, колечко) и просим положить его в нужную кучку.

Как только игра будет освоена, можно уже не комментировать, а просто подать предмет и спросить: «В какую кучку мы его кладем?»

Сложи целое из половинок

Картинку из журнала, упаковочной коробки или т.п. разрезаем на две половинки. Показываем, как сложить две половинки, чтобы получилось целое и просим ребенка проделать то же самое. 

Более сложные варианты игры: 

1.Даем две части от одной целой картинки и еще одну лишнюю.

2.Разрезаем на три и более частей.

 А еще можно разрезанную картинку не просто складывать, а приклеивать. Так гораздо удобнее! Одну часть приклеиваем, а вторую предлагаем приклеить ребенку, отыскав нужный цвет. Усложняем игру, разрезая кружки в виде зигзага, полукругом и т.д. Малышу нужно состыковывать края. 

Геометрическая мозаика (идея Юлии Кройтор) и сложи квадрат (Б.П. Никитин)

Из цветной бумаги или картона вырезаем много геометрических фигурок (круг, овал, треугольники, квадраты, прямоугольники) разных размеров. Из полученных фигурок составляем, например животных. Мы составили лисичку, поросенка, зайчика. Примеры на сайте. Или выкладываем какую угодно другую картинку. 

 

Можно не просто составлять, а приклеивать их как аппликацию. Можно использовать для этого липкую бумагу.

Особенность этого варианта – упор на изучение геометрических фигур, размера и цвета. Кроме того, ребенок учится более абстрактно мыслить, например, узнавать животного по характерному признаку (у поросеночка – пятачок). 

Малышам часто нравиться складывать что-то из геометрических фигур. Предложите малышу поиграть в широко известную игру Б.П. Никитина «Сложи квадрат». Квадрат разрезается на несколько простых фигур. Задача ребенка вновь сложить из них квадрат. Например, синий квадрат разрезаем на два треугольника, следующий красный квадрат на два прямоугольника и т.д. С возрастом и с появлением навыка выбираются все более сложные комбинации фигур. Разрезанные части можно смешивать и предлагать ребенку рассортировать их по цвету и перевернуть лицевой стороной вверх, прежде чем сложить. 

Копирование форм

Для игры нужно несколько спичек (можно карандаши или счетные палочки).

Выложите из спичек простую фигурку (квадрат, треугольник) и попросите малыша скопировать рисунок. Усложняйте рисунки. Если хорошо получается, то покажите рисунок, а затем закройте листком бумаги, пусть ребенок по памяти воспроизведет его.

Игра просто с выкладыванием образов из камушков, пуговиц и т.п. А в данной игре нужно именно повторить фигуру, поэтому лучше использовать палочки (спички, карандаши) чтобы у малыша получалось.