Уважаемые родители группы «Малыши – крепыши»!

 

На этой странице  будут размещаться упражнения, которые помогут  развить речь Вашего малыша.  Уделите 10 минут  каждого дня, чтобы поиграть в предложенные игры, и Вы заметите, что речь ребенка станет более четкой, выразительной и  богатой по своему словарному запасу.

Так же, не забывайте знакомиться с играми, представленными в «Уголке логопеда»  группы «Малыши-крепыши». 

По всем возникающим вопросам можно и нужно обращаться

 к учителю-логопеду группы Соколовой Елене Александровне 

(вход в кабинет из раздевалки группы).

 

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА 

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА поможет выработать правильные, полноценные движения языка, губ, нижней челюсти.

В дальнейшем объединение этих простых движений в сложные артикуляционные уклады позволит ребенку правильно произносить различные звуки.

Каждое упражнение имеет свое название. Картинки-раскраски помогут ребенку запомнить задание. Не нужно объяснять ему каждый раз способ выполнения, достаточно сказать: «покажи лопатку, сделай чашечку» и следить за тем, чтобы упражнение выполнялось верно. 

Артикуляционную гимнастику следует выполнять ПЕРЕД  ШИРОКИМ ЗЕРКАЛОМ таким образом, чтобы  Вы  и ребенок видели свое отражение  одновременно. Выполняем упражнения ежедневно по 5-10 минут (3-4 упражнения, можно в несколько приемов).

Помните о том, что для ребенка артикуляционная гимнастика – это трудная работа: давайте язычку отдохнуть и не забывайте хвалить малыша.

 

 

УПРАЖНЕНИЯ для ГУБ и ЯЗЫКА


 СОЛНЫШКО

            

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.


ПОЧИСТИМ ЗУБКИ

 

 

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы изнутри, делая движения из стороны в сторону.

 

ЧАШЕЧКА

 

Рот широко раскрыть. Высунуть широкий язык. Кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.

 

 

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

Высунуть широкий язык, завернуть его на верхнюю губу - не касаясь нижней. Облизав верхнюю губу убрать язык внутрь. Аналогично – с нижней губой. Выполнять 5-10-15 раз.

 

БУБЛИК


Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед (как при произнесении звука «о»). Видны верхние и нижние резцы.

.

ЧАСИКИ

Высунуть узкий язык и под счет выполнять им движения вправо – влево к углам рта.

 

ГОРКА


Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние передние зубы.

 

ЛОШАДКА


Присосать язык к небу и щелкнуть: медленно, сильно (как лошадка цокает копытами). Следите, чтобы при присасывании ребенок тянул подъязычную связку (уздечку), а подбородок при этом был неподвижен.

 

КАЧЕЛИ


Выполнять движения языком вверх - вниз

a)     за зубами (рот полуоткрыт);

b)    вне рта (рот широко открыт).

Под счет до 10, затем до15, затем до 20


ЛОДОЧКА


Высунуть широкий язык и загнуть вверх боковые края. Упражнение выполняется медленно 5-10 раз.

Это упражнение можно дополнить, предложив ребенку подуть в образовавшуюся трубочку.





АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА + ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ

Кролик .  Верхние зубки у кролика острые и длинные, они опускаются вниз, закрывая нижние зубы, и нависают над нижней губой. (Предложите малышу прикусить нижнюю губу верхними зубами, а затем покусать верхнюю часть подбородка)


Бегемот. Он постоянно что-то жует… Чтобы добиться сходства с ними, малыш должен совершить жевательные движения, не размыкая губ. Нижняя челюсть активно двигается.


Обезьянки – самые забавные обитатели зоопарка. Какие только гримасы они не строят: то оттопырят нижнюю губу, то начнут ею смешно двигать из стороны в сторону или шлепают нижней губой по верхней, доставая почти до носа! А как они умеют раздувать щеки! 

Легкие, грациозные козочки очень любят скакать. Их копытца как будто отбивают веселую дробь. (Подражая им, малышу предстоит кончиком языка быстро поцокать по нёбу.)  Коза цокает громко, козлята – потише, они еще маленькие.

            

Северные олени более степенны, их поступь основательна и нетороплива. (Предложите малышу медленно, с оттяжкой пощелкать языком за верхними передними зубами, присасывая к альвеолам передний край языка. И если, изображая козлят, цокать надо было с открытым ртом и неподвижно зафиксированной  нижней челюстью, то теперь придется ею поработать, опуская во время щелчка подбородок вниз.)


Лоси  обожают соль. Они слизывают ее с камней. (Малыш медленно слизывает длинным язычком воображаемую соль.)

Вот целое семейство: свинья со своим поросенком. Как весело они хрюкают! (Предложите малышу похрюкать вместе с ними – хр-хр-хр. Это упражнение развивает мышцы мягкого нёба, помогает избежать нозализации (гнусавого голоса)).

А вот зебры. Они умеют улыбаться. Да, да, да! Делают они это просто замечательно, ничем не хуже иных знаменитостей. Вот так зебры демонстрируют два ряда великолепных, белых и ровных зубов. (Малыш старательно обнажает свои зубки и старается удержать «улыбку» как можно дольше). А если кто-то усомниться, что зубы у зебры действительно так хороши, то она задирает верхнюю губу высоко к носу и показывает верхние зубы, а затем отгибает-закручивает нижнюю губу, демонстрируя нижние зубы. (Ребенку предстоит проделать все то же самое своими губами.)

                         

Игру можно продолжить, ведь в зоопарке живут и другие животные, которых можно изобразить с помощью губ и язычка. Надо лишь проявить фантазию и выдумку!

 

 Полезные упражнения на речевое дыхание


«Песня ветра»

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Содержание игры. Подвесьте колокольчик на удобном расстоянии (на уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите внимание ребенка на то, какой мелодичный получается звук. Затем предложите подуть сильнее — звук стал громче.

Упражнение научит ребенка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.


«Веселая метелица»

Оборудование: пластиковые бутылки емкостью 0,5 л с отверстием для коктейльной трубочки, заполненные кусочками елочной мишуры и пенопласта.

Содержание игры. Ребенок выполняет упражнение стоя или сидя. Сначала покажите, с какой силой нужно дуть в трубочку, чтобы снежинки начали перемещаться внутри бутылки. Затем предложите ребенку подуть самостоятельно, но не в полную мощь, обращая его внимание на то, как перемещаются снежинки. Затем предложите подуть сильнее — снежинки стали перемещаться быстрее: метель разыгралась.